Древний Египет

Карта Египта

Наше  название  страны «Египет» (современные  египтяне,  которые  говорят  по-арабски,называют свою страну «Миср») происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос»;это слово, в свою очередь, восходит, видимо, к одному из имён значительнейшего из древне-египетских городов — Мемфиса  (по-древнеегипетски, согласно принятому в науке условному произношению,— Хет-ка-Птах; судя по вавилонским данным, это название произносилось  в  действительности  как  Хэ-ку-Птах).  Сами  древние  египтяне  называли  свою  страну.«Кеме» — «Чёрная», по цвету тёмной её почвы, в противоположность «красной» земле окрестной пустыни.

Египет находится в северо-восточной части Африки. В древности  Египтом  считали  только  самую  долину  реки  Нила.  В настоящее время к нему относят не только пересекающую всю страну с юга на север долину реки, но и пустынное, сильно пересечённое Восточное, или так называемое Аравийское, нагорье (между Нилом и Красным морем), а на западе — Ливийское плоскогорье, представляющее собой безжизненную песчаную пустыню с редкими оазисами. С севера страна омывается Средиземным морем. Восточное нагорье выходит к Красному морю, которое отделяется от Средиземного лишь узким перешейком. Границы страны на западе проходят по малонаселённым пустынным местностям.

Самым поразительным явлением в Древнем Египте были периодические разливы Нила. Раскаленный ветер пустыни высушивал землю до такой степени, что она представляла собой каменистую пустыню. Дожди почти не выпадали, и жизнь Египта полностью зависела от разливов Нила. Во время ежегодного разлива реки широкая полоса земли вдоль ее берегов оказывалась под водой. Иссушенная жарким солнцем земля пропитывалась влагой, а воды реки приносили речной ил, который делал почву плодородной.

город МемфисНеобходимость регулировать распределение воды Нила способствовала объединению египетских поселений сначала в небольшие области номы, а затем и в единое государство. Первоначально были два государства: Верхний Египет, располагавшийся на юге в узкой долине Нила, и Нижний Египет, занимавший северную территорию и дельту Нила. Около 3000 г. до н. э. царь Верхнего Египта Менес , завоевав Нижний Египет, объединил под своей властью всю страну. С этого времени фараоны носили титул «божественного владыки обеих земель», а символом их власти стала двойная бело-красная корона Египта. Столицей объединенного государства сделали город Мемфис. Немногочисленные памятники, рассказывающие нам об объединении Северного и Южного царств, свидетельствуют об ожесточенной и кровопролитной борьбе за это объединение.

Во времена, предшествовавшие образованию объединённого государства, Египет распадался на несколько десятков отдельных областей. В позднейшие времена эти области, называвшиеся по-гречески номами, имели каждая по главному городу и своих местных богов.

ФараонЕгипетские цари обыкновенно называются фараонами. Имя и титул египетского царя считались священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой к тому надобности. С середины II тысячелетия египтяне называли царя иносказательно: пер-о — «большой дом», откуда и происходит видоизменённое слово «фараон».

История  древнеегипетского  государства  делится  на  несколько  периодов—Раннее,  Древнее,  Среднее,  Новое  и  Позднее  царства.  К  Раннему  царству  относятся I и II династии по списку Манефона. Царей этого времени называют обычно по отношению к манефононским спискам династий додинастическими царями.

Всё, что мы знаем о Раннем царстве, позволяет видеть в нём сложившееся государство уже при I династии, если не раньше. Раннее царство было уже царством двуединым, но единство его было ещё непрочным. «Соединение обеих земель» — Верхнего и Нижнего Египта — справлялось царями как праздник при вступлении их на престол. Но это «соединение» было результатом завоевания верхнеегипетских правителей . Север был ещё не до конца покорён. Борьба между верхнеегипетскими правителями и Нижним Египтом красной нитью проходит через историю Раннего царства.Во главе государства стоял царь, преемник верхнеегипетских завоевателей. У царя было два  особых  головных  убора:  белый — верхнеегипетский  и  красный — нижнеегипетский. Они  имели  значение  корон,  символизирующих  царскую  власть  над  обеими  землями.  Эти «короны» надевались также вместе — одна на другую. С начала I династии надписи величают царя «обеими владычицами» — в знак соединения в его лице богинь обеих половин царства, а с середины той же династии — «принадлежащим к Тростинке и Пчеле»: первая знаменовала Верхний, а вторая Нижний Египет. Это название и стало обычным обозначением фараона как царя обеих половин Египта. Двуединый характер государства отражался и в названиях его учреждений: по цвету корон верхнеегипетская сокровищница именовалась «белым домом», а нижнеегипетская — «красным домом».

Постоянное войско, существовало в зачаточном состоянии. Полководец одного из последних царей I династии, изобразивший себя на синайских скалах с луком в руке, имел в числе званий и одно военное, надо думать — постоянное: «начальник войска». Второстепенный придворный, погребённый в числе других около склепа царя I династии, был увековечен на своём надгробии с луком в руке. Это изображение похоже на иероглиф, которым писалось слово «воин». Вероятно, он и был воином. В то время велось много войн и с непокорным Нижним Египтом и с соседними племенами, как с южными — эфиопами (или нубийцами), так и с западными (ливийцами) и северовосточными (азиатами). На Синайском полуострове Египетское государство постоянно вело войны с местными племенами, так как там находились медные рудники.

Религия-была сложным напластованием верований и представлений, возникших в разное время и в разных местах Египта. Многие из них восходят к самой глубокой древности. Фараон объявлялся живым подобием бога Солнца.

Богов в Древнем царстве было очень много: у каждого города их могло быть по нескольку. Эти городские и областные боги были олицетворением различных природных явлений: неба, земли, светил, воздуха, воды и т. п. Некоторые из них олицетворяли одновременно и явления общественного порядка, например бог Луны — Тот, покровитель города Гермополя, почитался как бог письменности. Олицетворением только отвлечённых идей были лишь не-многие из египетских богов, например Маат— «правда». Как воплощение божества почитались также животные, растения и некоторые предметы. Олицетворением  только  что  названного  Тота  были  собакоголовая обезьяна — павиан и птица ибис, а Солнце в храме в городе Гелиополе представлял каменный столб. Большим почитанием в Мемфисе пользовался бык Апис.

бог РаБоги  олицетворяли  силы  природы,  объяснение  жрецами  природных  явлений  превращалось в сложные богословские построения. Особое распространение получило учение гелиопольских жрецов. Согласно этому учению, мироздание являлось цепью порождений одними природными силами — богами — других природных сил, также считавшихся богами. Главной силой объявлялся бог Атум, отождествлённый с гелиопольским богом Солнца Ра в виде Ра-Атума. Более отвлечённым было учение, развитое жрецами города Мемфиса. Оно известно нам по  поздней  копии  культового  текста.  Однако  по  языку  и  орфографии  текст  относится  к Древнему царству. Это учение изображало бога Птаха соединением разных божеств, одно-временно  изначальным  веществом — первобытной  водой  и  почвой,  мировым  разумом.Главными  жрецами  Птаха  были  обыкновенно верховные  руководители  государственных  мастерских,  считавшиеся  как  бы «сердцем»  и «языком» разных производств.

Тесно связанным с культом царской власти оказался и культ бога Осириса. Если Солнце Осирисстало богом живого царя, то Осирис — умершего.Осирис — бог нижнеегипетского города Бусириса — был отождествлён с местным божеством верхнеегипетского города Абидоса. В основе почитания бога Осириса лежало обожествление ежегодно умирающих и оживающих сил природы. По памятникам Древнего царства можно заключить, что Осирис олицетворял воду половодья, несущую свежие силы растительности.  Почитание  Осириса  было  связано  с  земледелием.  В  надписях  пирамид  Осирис выступал  и  как  прообраз  мёртвого  царя.  Согласно  распространённому  мифу,  сын  убитого Осириса — бог Гор не только отомстил братоубийце Сету, но вместе с прочей роднёй, в частности со своей матерью богиней Исидой, воссоединил и волшебными обрядами оживил растерзанный труп отца. Повторение тех же чар над царским трупом сулило мёртвому царю,по мнению жрецов, ту же волшебную жизнь, какая была, по мифу, дана Осирису.

Забота о сохранности останков привела к приготовлению знаменитых египетских мумий. В период Древнего царства искусство приготовления мумий находилось ещё тольков Мумия начальной стадии.По учениям, господствовавшим в древнем Египте, человек наделялся несколькими душами. Одной из душ был «двойник». «Двойник» считался духовным началом человека, соединение с ним означало жизнь. В гробницах помещение, где находились изваяния, именовалось «двором двойника». Одной из душ египтяне считали также имя. Сохранение имени человека означало сохранение его личности. Отсюда желание увековечить своё имя, хотя бы нацарапав его на чужом памятнике. Надписи пирамид говорят о том, что имя мертвого царя «живёт по главе живущих». Самыми поразительными памятниками Древнего царства являются пирамиды. Своей мощью они должны были подавлять сознание подданных. Пирамиды VI династии содержат заклинания, в которых непрестанно в связи с нерушимостью царской пирамиды упоминается нерушимость царского имени. По одному из указов VI династии  на  недоступной  вершине пирамиды Микерина было помещено его имя. Чем изумительнее по высоте и прочности была пирамида, тем на более длительное время можно было увековечить через неё имя царя. Пирамиды  становились,  таким  образом,  исполинскими  знаками  нерушимости  и  вечности царской власти. Чтобы умершему и его душе-«двойнику» можно было безбедно жить и кормиться в гробнице, чтобы мертвецу «делаться блаженным» посредством заупокойных обрядов, гробница соответственно отделывалась, обставлялась и «навеки» обеспечивалась жертвами и жрецами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.