Художественная культура германцев

О художественной культуре древних германцев можно судить по ремесленным изделиям .

Ювелирные украшения

Высшим выражением красоты является простота 
Альбрехт Дюрер

Люди надели на себя украшения раньше, чем одежду. Наши предки считали все предметы живыми, а все, что отличалось красотой, — и вовсе высшими существами, наделенными магической силой. Эта вера придавала украшениям статус оберегов.

Особенно древние ценили камни, отшлифованные самой природой. Делали украшения и из более доступных материалов: ракушек, косточек плодов, цветов. Украшения, изготовленные из рогов, зубов и костей животных, должны были приносить счастье и удачу. Все эти украшения были оберегами, талисманами, показателем социального статуса. Первыми стали украшать себя мужчины. И лишь много тысячелетий спустя появились драгоценности в нынешнем понимании этого слова.

Исследователи считают, что сами древние германцы мало изготавливали украшений. В основном — находимые в германских землях бронзовые, золотые и изредка серебряные украшения, добывались войнами, или меновой торговлей от кельтов или римских купцов.

Среди ранних находок значительное место занимают украшения, служащие для закрепления и застегивания одежды. Сюда относится самый простой и, вероятно, древнейший их вид — булавки, которыми закалывали накидки. Например, найденная заколка-булавка сделанная из кости птицы.

заколка-булавка
Постепенно происходит переход от простого устройства к более сложному. От этих же булавок произошли пряжки и крючки, мастерски произведенные круглые застежки для поясов, пуговицы и заколки для одежды. По разнообразию их форм можно легко проследить сдвиги, произошедшие в изготовлении декорированных ювелирных украшений и орнаментов Заколка

Приемы, использовавшиеся в изготовлении этих изделий очень древние: некоторые из них были известны на севере уже в бронзовом веке, то есть более тысяч лет назад.

Бронзовые торвесы, браслеты и фибулы V-IV века до нашей эры. Музей археологии в Сен-Жермен – ан-Ле

Бронзовые торвесы, браслеты и фибулы V-IV века до нашей эры.
Музей археологии в Сен-Жермен – ан-Ле

Технология и художественный стиль ювелирных изделий претерпели значительные изменения под влиянием кельтских и римских мастеров. Но многие германские племена, занимавшие огромные европейские территории вообще не вступали в контакты с Империей. Таким образом, они сохраняли самобытность своей культуры на всем протяжении античности.

Римский железный век принес с собой инкрустацию

 ИНКРУСТАЦИЯ — (лат. incrustatio, от in в, crusta корка) —  вырезывание на орнаментируемой металлической  поверхности углубленных узоров и фигур и заполнение полученных таким образом впадин иными породами металла). 

Инкрустации обычно бывали серебряными или бронзовыми, но иногда использовались медь или позолота. Впервые серебро и бронзу стали использовать для инкрустации различных бронзовых и железных предметов уже во II в. н. э. Прекрасными образцами остается пара шпор из Хернинге, Кепинг (Эланд) с богатой филигранью на плоских поверхностях и тонкой серебряной сеточкой, покрывающей шипы.

фибулаСреди наиболее древних предметов — пряжки из Смедбю (Эланд) и Мункехей-гора (Лоланн, Дания). Среди предметов вооружения можно назвать ножны из Крагехуля (Фюн), бронзовая накладка которых инкрустирована и медью, и серебром.
Бронзовые украшения усложнялись, возникали более хитроумные переплетения орнаментов.

 Филигрань (скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов — «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. Получается скань от скручивания, ссучивания двух проволочек, образующих «веревочку». Туго скрученная проволока смотрится особенно эффектно, напоминая ряд плотноуложенных зернышек.
Германский филигранный стиль изделий из золота со сканью и зернью сменился с IV века полихромным стилем — многоцветным,  золотые предметы украшались перегородчатой эмалью или инкрустировались драгоценными камнями, преимущественно альмандинами, а иногда красным стеклом. Возник когда-то в Иране и распространялся, главным образом, готами.

В столице остготского королевства Равенне достигло совершенства то направление ювелирного искусства, которое по праву считается наиболее изысканным в Европе — стиль клуазонe.  Клуазоне – это полированные камни или эмаль, оправленные в сетку из маленьких металлических ячеек, сами эти ячейки зачастую организованы в сложные узоры. Камни и эмаль придавали блеск изделиям златокузнецов, дополняя изящество тонкой филиграни.

Пряжка франков. V—VI вв. Собрание музея Клюни, Париж
Пряжка франков. V—VI вв. Собрание музея Клюни, Париж

 

фибулаГотские предметы в технике инкрустации и клуазоне находят в восточных землях
Украшения, выполненные в этом стиле, пользовались огромной популярностью. Они действительно смотрятся очень богато и торжественно – золотые изделия (часто – с насечками и зернью, что усиливает их блеск), часто в виде птиц или цикад, инкрустировались шлифованными альмандинами или гранатами, цветным стеклом или эмалью.
Такие S-образные фибулы с птичьими либо звериными головками были весьма распространены в то время на территориях, заселенных германскими племенами.

Фибула 6-7вв, серебро, золочение, эмаль в технике "клуазоне", хранится в Государственном Эрмитаже г. Санкт-Пеетербург

Фибула 6-7вв, серебро, золочение, эмаль в технике «клуазоне», хранится в Государственном Эрмитаже г. Санкт-Пеетербург

Находка работы алеманских и баюварских мастеров из погребения в Покинг-Инцинге, Бавария, последняя треть VI -го начало VII -го веков, изготовлена из позолоченного серебра, инкрустированного в литые гнезда, заполненные пастой и рубиновым стеклом.

3-brosh

Накладки на ремень со ставками

Практически все предметы (в основном – оружие и украшения) копировали культуру Рима и Византии.
В конце IV века возник особый стиль воинских портупейных поясов. Для него характерны широкие пластинчатые пряжки с противолежащей пластиной и вертикальными накладками по всей длине пояса. Ремень, пряжка и ременные накладки были не только украшениями, но служили знаками социальной иерархии и воинского отличия.

ременные украшения

VII век  Перещепинский комплекс. Золото, гранат, аметисты; ковка, пайка, зернь

Самые изысканные пряжки в V-VI веках изготавливались на берегу Адриатического моря в остготском королевстве в стиле клуазоне («перегородчатые инкрустации»)

ременная пряжка

Одним из популярных мотивов  декора поясов и застежек  в VI-VII веках являются фигурки орлов или птичьих голов. Большие пряжки с головками орлов носили в основном женщины.

Германские пряжки из клада у села Замостье. Начало V в. Собрание Государственного Эрмитажа

Германские пряжки из клада у села Замостье. Начало V в. Собрание Государственного Эрмитажа

Вершиной работы по золоту и серебру была техника филиграни и клуазоне. Золотые шейные кольца из Аллеберга и Файерстадена, а также накладки для ножен из Турехольма дают понятие об удивительном качестве этой работы. Филигрань представляла собой орнамент из проволоки и крошечных металлических шариков, обычно золотых, в близкой к ней технике грануляции использовались только шарики.Золотые украшения

Найдено в захоронении принцесса из Хасследена

 

Особое место в развитии принадлежит искусству франков, в котором своеобразно переплелось народное творчество «варварских» племен с некоторыми традициями античной художественной культуры.

Пряжка и ювелирные украшении франков. VI в. Собрание Музея античной истории, Париж.

Пряжка и ювелирные украшении франков. VI в. Собрание Музея античной истории, Париж.

Все это выполнено из серебра, позолочено и густо покрыто геометрическим или растительным орнаментом. Технология нанесения узора получила немецкое название кербшнит, что соответствует русскому термину трехгранно-выемчатой резьбы. Первоначальные контуры рисунка наносились на глиняную литейную форму, в которой отливали детали поясного гарнитура. Глиняные формы позволяли добиваться изобилия и мелких деталей. После отливки узор дополнительно прорабатывался специальными стальными резцами: грабштихелем, резцом или долотом.  Это было очень похоже на обработку дерева.  Достаточно сложные узоры получались с помощью нарезок в виде буквы «V». В этой технике рельефный орнамент делался с помощью чеканки и перфорирования и оттенялся чернением, когда на рисунок наносилась горячая  смесь серебра, свинца и серы.

Гравировка практиковалась на драгоценных металлах, на серебряной посуде. Самые интересные среди ранних чеканных узоров — это фризы с изображением зверей или геометрическим орнаментом, на который накладывалась тонкая пластинка из бронзы или серебра. 

фриза с изображением зверей

О высоком мастерстве германских ремесленников свидетельствуют украшения, найденные в захоронениях  богатых германских женщин.

 Пряжки и заколки из захоронения франкской королевы Арнегунды. VI век.

Пряжки и заколки из захоронения франкской королевы Арнегунды. VI век.

До IV века декоративное искусство имело ограниченную сферу использования. Германские художники не интересовались натуралистичным или изобразительным искусством.

В середине VI в.н.э. наступило господство звериного стиля. Крадущиеся и извивающиеся звери заполняли лишнее пространство в украшениях оружия и бытовой утвари, фибул, брошей, серёг, ожерелий, поясов.

Звериный стиль

Животные «захватили» основной дизайн: они превратились в змеевидных существ, или в безымянных чудищ с птичьими головами и крыльями. Изделия в зверином стиле определяли имущественное и общественное положение их владельца, служили племенными знаками и оберегами от злых сил.

фибулаНаряду со звериным стилем, самая яркая отличительная черта германских ювелирных изделий — это обильное использование драгоценных камней.

Золотые фибулы, которыми воинственные гунны скрепляли на плечах свои одежды, казались, словно густо забрызганными каплями крови. Такие весившие подчас до полу килограмма украшения были не только предметами красоты, гордости, но и знаками социального отличия.

сокровища эпохи Меровингов Подобная фибула могла весить до полкилограмма и быть до 30 см в длину

сокровища эпохи Меровингов
Подобная фибула могла весить до полкилограмма и быть до 30 см в длину

В произведениях декоративно-прикладного искусства древних германцев выражалось стремление к богатству впечатления, которого добивались с помощью огромной массы почти необработанного золота и драгоценных камней, украшавшей оружие, одежду и утварь людей. Мощь и слепящая яркость — основные качества такой отделки, свидетельствующей о воинской славе владельца вещи.

Самым любимым камнем для украшения был гранат, озарявший украшения и драгоценное оружие огненным сиянием. Гранат в оправе использовался почти во всех областях германского мира, где только работали по золоту: в Англии, Фризии, Скандинавии, во франкской Галлии и лангобардской Италии. В V веке и позднее на сами гранаты иногда накладывали инкрустацию из золота или эмали.

Железная корона лангобардов

Железная корона лангобардов

Сейчас корона хранится в Храме Иоанна Крестителя итальянского города Монца.
Была изготовлена, между V и VIII веками. Она золотая с драгоценными камнями и перегородчатой эмалью, железный в ней только внутренний обруч. Согласно легенде, он выкован из гвоздя — одного из тех, которыми было пронзено на кресте тело Спасителя.

Дорогие товары, производимые ремесленниками, находившимися на службе у местного алеманского вождя, свидетельствуют о значительно возросшем мастерстве германских ювелиров. Для изготовления ювелирных украшений  ремесленники, возможно,  расплавили трофеи, привезенные из военных походов.

изделия алеманских ремеслиников

 

Языческие золотые украшения в могилах германцев.

Языческие золотые украшения в могилах германцев.

кольцо ARNEGUNDIS Обычай носить кольца уходит в глубину веков. И были кольца не столько украшениями, сколько чудодейственными амулетами, оберегавшими человека от бед, болезней и злых чар.  Делали их из самых разных материалов: дерева, камня, кости, металла.

Кольцо с надписью названия ARNEGUNDIS подтверждает имя владельца.

С древнейших времен и до наших дней кольцо остается символом верности обетам. Неслучайно первыми печатями, которыми скрепляли договоры, были перстни — они придавали договорам неразрушимую силу не только перед лицом людей, но и богов.

persten_hildarikПерстень, найденный в 1653 году в гробнице в Турне с изображением Хильдерика, и надписью «Childerici Regis», что значит король Хильдерик. Это перстень с печатью, им пользовались, чтобы скреплять документы. Перстень подтверждает светскую власть Хильдерика.
Немного позже перстни стали использовать как знаки отличия, а также как символы брака у римлян и древних германцев.

V — ый век был эпохой беспорядка и кризиса.  Многие думали, что старые боги не могут им больше помочь и украшали христианские символы своими языческими знаками – изображением солнца.  Что свидетельствует  о сближении двух культур.

Перстень с крестом, Франки, V-VI века, инкрустация, золото, скань, зернь.

Перстень с крестом, Франки, V-VI века, инкрустация, золото, скань, зернь.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

перстень с гранатомДве культуры — римская и варварская, словно бы двигались навстречу друг другу, при этом вторая развивалась и совершенствовалась, впитывая многие достижения первой. Здесь соединились культурные достижения и образы позднеантичного и варварского миров: гранаты из Индии и янтарь с Балтики; работа римских мастеров, «варварские образы» и мотивы.

Начиная с V века до нашей эры, появляются браслеты и кольца из янтаря и стекла.

браслеты из янтаря и стекла

Материалом для различных украшений германцам, проживающим на побережье,  служил янтарь.

Янтарь происходит  с островов в Северных морях.

Янтарь происходит  с островов в Северных морях

Необработанный янтарь.

Необработанный янтарь.

Серебряное кольцо из захороненияПосле обработки и полировки янтарь становился камнем, из которого изготавливались различные предметы роскоши.

В деревнях и отдалённых местностях ювелирные украшения с использованием янтаря, наряду с монетами играли роль денег до самого позднего времени. По словам Плиния, маленькая фигурка из янтаря стоила дороже хорошего и здорового раба. Камень янтарь — носитель победы, он дарит победу в бою, поэтому большая часть янтарных изделий в захоронениях — боевые амулеты.

По-литовски янтарь называют гинтарас, что означает защита от болезней. Ценился он высоко не только за красоту, но и из-за его целебных и охранных свойств, особенно ценился знатоками лечебный белый янтарь. Германцы считали, что ведьм и злых духов отгоняют янтарные бусинки, собранные непременно на красную нить.

Ожерелье из 49 цилиндрических кусочков янтаря. Польша. 1600 г.

Ожерелье из 49 цилиндрических кусочков янтаря. Польша. 1600 г.

Характерным для работ того времени был звездный стиль, который получил свое название из-за часто встречающегося мотива звезды. Вершиной этой техники были  брактеаты — золотые дисковидные подвески, имитировавшие римские монеты и медальоны.  Их носили как амулеты, они давали владельцу защиту и счастье.

пример грубого варварского стиляСтихия «варварского» народного орнаментального искусства особенно ярко развилась в областях, не входивших в Западную Римскую империю, таких как Скандинавия, Ирландия или почти не затронутых романизацией —  Англия.

Стиль ювелирных украшений германцев стал крупнейшим вкладом, который они внесли в стили европейского искусства, наглядно демонстрируют художественные направления, появившиеся в результате взаимопроникновения двух различных, подчас враждебных миров – варварского и римского, и потому сочетают в себе традиции разных народов – римлян, германцев, гуннов, персов, народов Закавказья и Причерноморья

Сокровища эпохи Меровингов

оллекция из Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга. « Сокровища эпохи Меровингов»

Слово «сокровище» применимо ко всем этим предметам и в значении — «духовное сокровище красоты ушедшей цивилизации».

Работы по дереву

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *