Культура германцев

Духовная культура древних германцев

Германцы как этнос сформировались на севере Европы из индоевропейских племён, осевших в районе Ютландии, нижней Эльбы и юге Скандинавии. С ранними германцами ассоциируется ясторфская культура, возникшая в VI в. до н. э.. Она имеет большое значение в истории германцев, так как через стадии рипдорф и зеедорф эту культуру возможно проследить до первых веков нашей эры.

Регионом, где наблюдается единство топонимов, принадлежащих только к германскому язык, представляется юг Скандинавии, родина германских языков располагалась именно там. Германские племена составили основу в формировании( этногенезе) ряда современных западно-европейских народов: немцев, голландцев, фламандцев, датчан, шведов, норвежцев и некоторых других, германские языки стали языками многих народов Европы. Немецкий язык развивался из германских языков.

Народы современной Германии, Великобритании, Скандинавии своей культурой обязаны древнегерманским истокам. В этом историческая ценность этой «варварской», полупервобытной, архаичной культуры. Духовная культура древнегерманских племен отличалась многообразием форм. Все, что нам известно в сфере литературы, передавалось из поколения в поколение устно. Их устное творчество существовало в разных стихотворно-песенных жанрах. Широко бытовали обрядовые песни, магические формулы и заклинания, загадки, сказания, а также песни, сопровождавшие трудовые процессы, наибольшее значение имел героический эпос.

Древним искусством мастеров и скальдов было искусство слова, искусство поэзии. Поэзия — искусство мифологическое, оно заставляет весь мир, включая неживую природу, светила и стихии, сопереживать чувствам человека. Древняя мифология описывала весь мир, от его начала до конца света, как мир, созданный и населенный существами — богами и духами, подобными человеку, и способными, поэтому сопереживать, или вредить ему. Граница в ряде моментов между мифом и эпосом исчезает полностью. Поэзия, выросшая из мифологии, становилась памятником языческого мифа.

Поэзии древних германцев присуще обилие собственных имен. Немало в ней традиционности выражений, характерной для фольклора – повторяющихся формул, словесных клише. Стиль песен германцев – аллитерационный стих. Сущность этой формы стихосложения – в регулярном повторении начального звука, в каждой строке по меньшей мере два слова должны начинаться с одного и того же звука. Скальдические стихи, которые составлялись в этом стиле, также были памятниками поэзии — они хорошо запоминались. Среди произведений, написанных аллитерационным стихом — скандинавская «Старшая Эдда».

Есть понятие «литературных памятников» — в этой издательской серии и были опубликованы переводы «Старшей» и «Младшей Эдды», как памятника поэтического дара безвестных древнегерманских сказителей, который до сих пор остается одним из шедевров мировой литературы, «Круга Земного — Хеймскринглы» и др. Они воплощают память, без которой невозможно существование ни отдельного человека, ни общества. Трудность изучения литературных памятников состоит в том, что все их записи произведены в христианское время, то есть намного позднее периода их возникновения. Несмотря на искажения последующих эпох, они отражают не только эпоху викингов, но и многие события, имена, обычаи, сказания и мифы той значительно более древней эпохи, когда складывалась индоевропейская языковая общность.

Древнейшим, дошедшим до нас скальдическим произведением был «Перечень Инглингов» Тьодольфа из Хвинира: генеалогия правителей была древнейшей формой истории. Дохристианские верования и мифы отражаются в древнескандинавских сагах и в эпосе. Из ранних языческих памятников сохранились «Мерзебургские заклинания», записанные в 10 веке на древневерхненемецком языке. В более поздней записи на древнеанглийском — заговоры, написанные метрическим стихом.

Новые христианские ценности вытесняли древнюю культуру, языческие боги становились магами и обманщиками, или бесами, проносящимися с «Дикой охотой». Валькирии, вера в которых сохранялась на Севере Европы, были внесены христианским епископом в черный список грешников — колдунов и ведьм. Великий конунг Харальд Прекрасноволосый и великий исландский скальд Эгиль Скаллагримсон, умершие язычниками, были перезахоронены своими христианскими потомками по новому обычаю. Зато древние герои и их деяния, которые были вызовом судьбе, предопределенности человеческого существования, оставались близкими средневековому человеку. Подвиги Сигурда украшали резные порталы норвежских церквей, а история Нибелунгов стала рыцарским эпосом.

Но и средневековая христианская культура была преходящей: потомки германских варваров, принимая крещение, разрушавшие памятники античной цивилизации, в эпоху Возрождения стали считать античные руины высшим достижением человечества. В эту эпоху и Шекспир нашел у Саксона Грамматика древнюю сагу о Гамлете — мстителе за убитого отца. Возрождение древней германской и скандинавской культуры началось позднее, в начале XIX века, когда немецкие ученые Вильгельм и Якоб Гримм стали собирать немецкие сказки, а Якоб Гримм написал свою «Немецкую мифологию». Сказки и мифы сохраняют образ иной культуры с иным взглядом на мир.

Источниками изучения культуры германцев являются главным образом античные авторы, археологические, а также письменные памятники раннего средневековья: варварские правды, эпос и др., в которых отражены пережитки духовной жизни предшествующего периода. Варварские правды являются бесценными источниками по истории раннего Средневековья. Они содержат разнообразные сведения — о социальной структуре, королевской власти, организации управления, правосознании, хозяйстве, Церкви и т. д. . Правовая традиция, которой пользовались на судебных собраниях, по-видимому, фиксировалась в стихотворной форме.

В соответствии со сдвигами в социальных отношениях, связанными с процессом разложения родового строя, и воздействием античной цивилизации духовная культура германцев в 4-5 вв. претерпевает изменения. Они выражаются в распространении христианства, появлении собственной письменности.

О силе письма ни один народ не думал больше и не ставил ее выше, чем германцы —
К. Малленхоф

Определенные зачатки письменности древним германцам были известны, но письменной культуры они не оставили. Руническое письмо является древнейшим видом германской письменности, оно появилось у германцев вначале первого века нашей эры, и было доступно сначала только жрецам. Руны — это совокупность знаков, предназначенных не только для передачи информации, но и для магических ритуалов. В германской мифологии руны имели сверхъестественное и священное происхождение, служили для гаданий и заклинаний, позволяли общаться с богами, просить об исцелении, покровительстве, даровании удачи в бою или в любви. Но в III – IV вв. получили более широкое распространение, что свидетельствует о более высоком уровне развития, достигнутого древнегерманскими племенами, прежде всего племенами Скандинавии.

Относительно того, как появились древние руны и откуда пришли, существует много теорий и ещё больше тайн.
Согласно скандинавской мифологии руны открылись Одину, когда он совершал жертвоприношение, пронзив себя копьём, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. Жалея внука, великан Бельторн приносил ему «мед поэзии» для утоления голода и жажды, затем вручил руны, символ мудрости. После чего, он начертал первые из них копьём на Древе собственной кровью.

Предками рун учёные склонны считать один из вариантов этрусского письма, который переняли жившие в Альпах германские племена и огамическое письмо древних кельтов. На основе синтеза этих письменных систем древние германцы и создали руны. Данную версию поддерживают большинство учёных: теорию о смешанном происхождении рун предложил Хаммерстрем, а также в 1928 году рунолог Карл Марстрандер, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей, на руны могла оказать влияние латиница. Само обозначение слово «руна», связано со словом «тайна», а на древненемецким runen, означающим таинственно шептать. Такое название, видимо, обусловлено тем, что древние германцы приписывали рунам некие мистические свойства.

РуныРунический алфавит германцев, так называемые старшие руны, насчитывал 24 знака. Он получил название «футарк». Фута́рк — общее наименование германских и скандинавских рунических алфавитов. Обычно этим словом обозначаются любые рунические алфавиты, вне зависимости от народа, который использовал ту или иную модификацию. Однако в силу некоторых причин древнегерманский рунический алфавит называется «Старшим Футарком, а остальные – младшими алфавитами.

Старший Футарк имеет замкнутую кольцевую структуру, это означает, что читать его можно, начиная с любой буквы. Но со временем сложилось так, что рунический алфавит принято читать, начиная с руны Феху. Отсюда и название самого алфавита — Футарк (по первым буквам алфавита: Феху, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кеназ). Такой алфавитный порядок не встречался больше ни в одной письменности.

Старший Футарк — самый старый рунический ряд. Порядок знаков в нем четко фиксирован. Они объединены в 3 группы по 8 рун; такая группа называется эттиром. Возможно, каждый эттир связан с 1/8 частью горизонта, своего рода направлением.

эттир

 

Руны — основной магический алфавит Северной Европы. Фонетический рунический алфавит появился лишь в IV веке.  Древнегерманское слово руна имеет значение – надпись, послание или секрет, состоит из 3 –х графических элементов: ветка, палка и крючок. Символы часто писали на дощечках из бука, по-немецки  буха (Buche), отсюда возникло немецкое слово бухштабе (Buchstabe), что значит – буква.

Рунический алфавит был использован в качестве официальной системы письма в Англии, Норвегии, Дании, Швеции, Нидерландах, Германии и Прибалтике. Несмотря на небольшие изменения во внешнем виде, он развивался на протяжении столетий. Руническое письмо было прекращено в процессе христианизации и распространения латинской системы письма среди германских народов, но руны пережили даже за пределами Скандинавии. Исландский алфавит сегодня по-прежнему использует древние руны.

Wulfila -  объяснение Евангелия  готам

Первый письменный язык древних германцев после рунического был проложен в готическом алфавите, изобретенном германским готическим священником Вульфила в 4-м веке. Нужно было, прежде всего, создать азбуку, которая могла бы передавать все звуки готского языка и собственных имён, встречающихся в Священном Писании. Вульфила создал собственную азбуку, в основе которой лежали греческие письмена его времени, дополненные некоторыми знаками латинского и рунического алфавитов. Имея Священное Писание, а стало быть, и богослужение на родном языке, готы могли испытывать облагораживающее культурное влияние христианского учения.

Руны — это древняя магическая система, пиктографически представляющая основные силы природы. Каждая руна имела собственное имя, которое начиналось со звука, обозначаемого этой руной. Индивидуальное значение каждой руны может варьироваться. И дело не только в разных уровнях ее восприятия. Значение может иметь смысл только в системе. Соответственно, при изменении системы, меняться может и количество знаков, и написание некоторых из них, и разные нюансы смысла. Каждая руна сама по себе представляет определенное понятие, заключает в себе определенный аспект существования, выражающий глубинную природу внутренней структуры реальности. Согласно этому представлению, каждая отдельная руна выражает свойство, открывающееся миру нашего опыта чрез специфические предметы или процессы, характеризуемые руной.

В обычной жизни руны использовались для обычных потребностей – известно достаточно примеров, когда именно из рун состоят определённые хозяйственные записи или будничная переписка.

деревянная скамья

Все слова, написанные на этой скамейке, еще существуют в немецком языке и поэтому их можно перевести и спустя тысячи лет. Здесь смысл рунической надписи подкреплен рисунком. Надпись говорит об охоте на лося.

При этом даже в «гражданской» жизни руны чаще всего играли преимущественную роль символа: именно руны использовались для передачи той или иной информации на так называемых «информационных» камнях или на надгробиях. «Информационные» камни представляли собой сообщения, которые те или иные германцы хотели донести до всеобщего сведения – например, о каких-либо славных свершениях того или иного вождя или воина или о праве собственности на участок земли.

Камень является поминальным: «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына».

Камень является поминальным: «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына».

Рунические надписи вырезались или высекались на металле, дереве, камне и были самого различного содержания. На рунических камнях встречаются различные символы: формы свастик, четырёхсегментные символы, трикветры, трискелионы, пентаграммы, спирали. Но, по большей части, рунами писались различные мемориальные надписи. Ярким примером тому может послужить рунический камень из шведского города Рёка, восхваляющий короля Тьордика, жившего в XI веке. Камень содержит самую длинную руническую надпись из числа известных. Она состоит из 762 рун и датируется IX веком н. э.

Текст написан на всех сторонах камня, включая торцы и верх. Главный текст высечен при помощи так называемых младших рун.

Рунические надписи на древних ювелирных изделиях так же весьма разнообразны, причем добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета

Вид золотых рогов из Галлехуса, Дания датируемых 5 веком н. э. .  На верхнем роге имеется круговая руническая надпись.

Вид золотых рогов из Галлехуса, Дания датируемых 5 веком н. э. . На верхнем роге имеется круговая руническая надпись.

 

Изображение развертки верхней секции одного из рогов с рунической надписью, снятой с оригинала. ». Руническую надпись на западногерманском диалекте можно перевести так: «Я, Хлевагаст из Хольта, [или – сын Хольта] рог сделал»

Изображение развертки верхней секции одного из рогов

 

мраморный лев  Очень интересны рунические надписи в Софийском соборе в Константинополе.  А также мраморный лев из афинского порта Пирей, плечо которого покрыто руническими надписями.  В 1687 году скульптура была привезена в Венецию в качестве трофея.

Наиболее известными шедеврами Европейской рунической письменности являются найденные в Швеции золотой брактеат из Вадстена и Килверовский камень. Считается, что на них изображены все руны так называемого «старшего футарка». Поэтому эти брактеат и камень, наряду с еще несколькими надписями, является основным наглядным пособием не только по рунической магии, но по рунологии и древнегерманской эпиграфии.

Кюльверкский камнь

Самая древняя разновидность рунического письма представлена 24-значным рядом, полностью зафиксированным на Кюльверкском камне (Готланд, Швеция, 350 –475 гг.)

Брактеат из Вадстена

Золотой брактеат в виде монеты с руническими надписями и богатым орнаментом был обнаружен в Эстергётланде, Швеция в 1774 году.Брактеат датируется V в. н. э. На нем выгравирован 24-рунный футарк, разбитый на три равные подгруппы по 8 символом. В центре изображено четырехногое животное с человеческой головой поверх тела. В 1938 году артефакт был похищен из Исторического музея в Стокгольме и до сих пор не найден.

Брактеаты — круглые золотые пластинки, изначально имитировавшие римские медальоны, единственные находки, на которых изображены боги. Символы на брактеатах довольно разнообразны: на них встречались  орнаменты из трёх и более точек, треугольники, кружки, T-образные, S-образные, I-образные символы, зигзаги.

Брактеаты

Водан лечит лошадьНа брактеатах божественный мир изображен таинственным языком рисунков, которые иллюстрируют ключевые сцены из германской религии.  «2-ое Мерзербурское заклинание» рассказывает историю об излечении лошади. Этот мотив в стилизованном виде представлен на пластинке «Водан лечит лошадь, танцуя вокруг нее».

Лик Бога Золотой брактеат, найденный на острове Готланд. с короткой рунической надписью, состоящей всего из трех рун. Надпись читается справа налево: «Бо-Хъ-Че», то есть «Боже».
Лик Бога изображен на мифическом (огненном) коне, причем на брактеате присутствуют солнечный (свастика) и лунный (полумесяц над головой коня) символы.

Но в большей степени руны известны как некая магическая тайная система: из них не только составляли заклинания, заговоры и тому подобное, каждая руна сама по себе имела священный характер и помещённая на тот или иной предмет могла иметь, по мнению древних германцев, сверхъестественный характер.

амулет из черепа

На этом кусочке черепа также вырезаны руны, он был амулетом. С помощью рун можно вылечить болезни. Здесь лечебный заговор, возможно от головной боли. Его не только проговаривали или пели, он был записан, придавал этой надписи силу. Германцы верили, что если записать заговор, он станет в 2-3 раза сильнее.

Назначение рунических надписей — ограждать владельца предмета от злых сил и от врагов, от несчастий, охранять покойников и удерживать их в могиле, приносить, по верованиям древних германцев, удачу в разных видах деятельности. Направление письма — слева направо, но в ранних надписях встречается бустрофедон.
Бустрофедо́н — способ письма, при котором направление письма чередуется в зависимости от чётности строки, т. е. если первая строка пишется справа налево, то вторая — слева направо, третья — снова справа налево и т. д. При перемене направления письма буквы писались зеркально.

Так, на копье из Ковеля надпись читается справа налево, причём сами руны также повёрнуты в обратную сторону, как северноэтрусские буквы и греческие буквы в ранних памятниках древнегреческой письменности.

копье из Ковеля

Надпись на копье из Ковеля. Образец ранней рунической надписи IV века, написанной бустрофедоном. Надпись гласит: Tilarids, что значит «целеустремлённый».

Присутствие на копье солнечных и лунных символов (свастики и расположенного рядом большого круга, а на другой стороне — полумесяца и малого круга) говорит о принадлежности его славянской символике. Символы и руническая надпись на копье выполнены серебром, поэтому достаточно хорошо сохранились.

Один из интересных способов использования рун — тайнопись. Помимо новых рунических алфавитов, жрецы и маги Северо-запада разработали, со временем, и новые приемы рунического письма. Таких систем, применявшихся в качестве тайнописи, в магических целях или просто для сокращения пространства, занимаемого рунической надписью, было создано довольно много. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная приблизительно ее содержания, практически невозможно.
Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования вязаных рун, т. е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определенные их элементы как правило, вертикальная черта, совпадали. Например, в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещенные руны, несущие звуки da и ha.

Вааламский каменьДовольно часто маги, работающие в технике «вязаных рун», не ограничивались простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи, каждый знак которых представляет собой вязь из нескольких рун. Чтение таких рунических текстов весьма затруднительно; часто их авторы и не стремились сохранить «читаемость» надписи — для магического воздействия это совершенно не существенно. Примером такой вязи может послужить надпись на Вааламском камне.

Другой техникой рунической тайнописи является применение зеркальных рун, то есть рун, симметрично удвоенных относительно горизонтальной или вертикальной оси. «Зеркальные» руны применялись не только как средство простейшей тайнописи, но и как способ усиления магического воздействия рун.

Рунические надписи на оружии, камнях, дереве находят в разных концах Европы: в Германии, Шотландии, Скандинавии, Дании, Франции.

Карта нахождения рунических надписей

Карта нахождения рунических надписей

 

Несмотря на «антиязыческий» настрой набирающего силу христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих и многих веков рунические знаки оказалось далеко не просто. Число памятников рунического письма, датирующихся началом I тысячелетия н.э., т.е. созданных уже после распространения христианства в Скандинавии огромно. Это связано с тем, что в центре европейского христианства, расположенном в Западной и Центральной Европе, велась беспощадная война со всем нехристианским, тогда как на «периферии» оставалась возможность сохранить памятники древней письменности. Порой даже поборники христианства тайком скрывали у себя вещи, связанные с рунами, чем, возможно, спасли их от неминуемого уничтожения.

Крестильная купель из церкви Бурсерюд в СмоландеЯзыческие руны проникли в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример — высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде. На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненная классическими младшими рунами: “Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священник написал меня, и здесь (я) буду стоять некое время».

Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В них использовали различные комбинации рун и системы их подсчёта и толкования для наиболее точного и универсального определения времени наступления полнолуния.Скандинавский календарь
Они чаще всего имели вид палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов. Эти календари использовались в Скандинавии, и, возможно, уходят своими корнями в далёкое прошлое, но самые ранние датируются XIV веком.
Для науки интерес представляет рукопись Оле Ворма Computus Runicus, копия рукописи 1328 года.
В этой рукописи был записан рунический календарь, в котором:
— на одной стороне обозначались числа от 14 апреля до 13 октября: = «безночные дни» = сезон лета по скандинавскому календарю
— на другой стороне обозначались числа от 14 октября до 13 апреля: = «короткие дни» = сезон зимы по скандинавскому календарю

Календарь скандинавский

Для обозначения и счета дней в рунических календарях использовался повторяющийся порядок из 7 рун. Для обозначения и счета лет в рунических календарях использовался повторяющийся порядок из 19 рун (девятнадцать «золотых чисел» для нахождения полнолуния): каждое из девятнадцати чисел обозначалось руной; ее числовое значение определялось алфавитным порядком; для трёх недостающих чисел (16+3 = 19) были созданы дополнительные руны: Arlaug  обозначал число «17», Tvimaður обозначал число «18», Belgþor обозначал число «19». Праздники: 22 летом и 22 зимой, обозначались специальными знаками, которые определялись приметами, связанными с тем или иным праздником. Например:

— 14 апреля  — первый день календарного лета обозначался изображением цветущего куста,
— 09 июня  — день святого Колумба обозначался изображением лосося, согласно примете в этот день начинался нерест лосося,
— 11 ноября  — день святого Мартина обозначался изображением гуся,  святой Мартин, когда его выбрали епископом, испугался и спрятался среди гусей.
В более поздние времена дни стали обозначаться чёрточками, а «золотые числа» – арабскими цифрами или другими знаками.

Возродившийся интерес к рунам нашёл отклик в современной литературе. Так, английский писатель Джон Рональд Рейел Толкиен, автор сказочной трилогии «Властелин колец», для мира Средиземья изобрёл языки и письменности – руны эльфов и гномов. Дж. Р. Р. Толкиен в своих книгах описывал алфавиты, созданные им специально для языков народов Средиземья. Среди них есть две письменности, созданные на основе рунического письма. Одна из этих вымышленных письменностей — оркские руны — представляет собой несколько изменённый общегерманский рунический алфавит, другая письменность Средиземья – кир, унаследовала от рун лишь отдельные черты.

В серии книг о Гарри Поттере в школе волшебства Хогвартс есть предмет «Изучение древних рун». Также в четвёртой книге фигурирует Кубок огня, на котором были высечены руны. В седьмой книге фигурирует книга «Сказки барда Бидля», полностью написанная рунами. Кроме того, руны часто упоминаются в художественных фильмах, сериалах, а также в компьютерных играх.

Руническое письмо было одним из важнейших культурных завоеваний германских племен на заре эпохи Великого переселения народов. Однако в силу своего преимущественно культового назначения оно не могло получить и не получило значительного распространения. В Скандинавии,  руническое письмо не исчезло полностью, а  использовалось не только в культовых целях, но и для записи законов вплоть до 16 века. В Швеции рунами в частных записях пользовались еще в 16–17 веков.  Предпринимавшиеся в Швеции попытки возродить руническое письмо потерпели неудачу: руны не смогли конкурировать, ни с латинским, ни с «готическим» шрифтом.

Родоначальником так называемого «рунического» возрождения XX века является Гвидо фон Лист (1848–1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии. Его система, на которой основаны многие современные оккультные учения и теории, носит название арманического  футарка, ибо была связана с теориями арманизма — расистскими теориями нацистской Германии. Гвидо фон Листом было также основано некое «Общество Туле», распространявшее идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. Считается, что многие чины нацистской верхушки, в том числе Гитлер и Гесс, Геринг и Гиммлер, были его членами и испытали влияние идей фон Листа. Высказываются даже предположения, что основой для эмблемы СС послужила руна S  — cимвол власти и силы.

камень с рунами

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.

Эпиграф этот выбран не случайно – в последнее время стало появляться большое количество книг, авторы которых пытаются «разгадывать» тайны рун, не принимая во внимание, что тем самым нарушают основной закон рунической магии — ее заветность и сокровенность, сакральность и невозможность посвящения в тайное искусство широкого крута «любителей». Руны обладают определенной силой, они весьма могущественны, и лучше с сакральными знаниями прошлого не обращаться вольно.

Художественная культура германцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.