Китай

Наполеон предупреждал: "Китай – это спящий гигант. Пусть он спит. Если проснется – он потрясет мир”. Китай проснулся... 

Древний Китай, известный как Китай Ханьшуй, подобно другим цивилизациям, родился из огромного тихоокеанского континента Му.

В разных точках мира проявляются эфемерные следы пропавших цивилизаций, погребенных под многотонными слоями земли и толщей океанов. Миллионы лет назад все существующие материки находились под водой. Был только один континент колоссальной величины – Лемурия или Му, представлявший собой три огромных массива земли, разделенные морями и небольшими проливами, занимавшим огромную площадь Тихого, Атлантического, Индийского океанов. Эта земля ушла под воду, большие части континента Му исчезли, а его остатки раскололись на части, став Австралией и небольшими островами в Тихом и Индийском океане. Предполагают, что эта древняя высокоразвитая цивилизация имела земное происхождение.

Человеческих цивилизаций зародилось сразу четыре, и случилось это в районе 5-4 тысячелетия до нашей эры. Зарождались они в плодородных местах рядом с широко разливающимся реками в теплом климате. Это Месопотамия, Египет, Индия и Китай.

Одна из древнейших мировых цивилизаций, Китай — единственная на земле страна, где преемственность государства и культуры сохраняется на протяжении четырех тысячелетий. Обозначение «Китай» свойственно только русскому языку, и оно восходит к этнониму «кидани», названию племени, обитавшего на Дальнем Востоке, на северо-восточной границе Китая. В Европе эту страну называют China, что производно от обозначения китайской династии – Цинь.

Мнения европейских и китайских историков о возрасте Китая расходятся кардинально. Европейцы начинают отсчет примерно со 2-го тысячелетия до н.э., сами китайцы — примерно с 5-го. Но существование культуры Яншао в керамике, древнейшие образцы которой как раз и датируются V-VI тыс. до н.э. предполагают, что представители Яншао говорили на языках сино-кавказской группы и пришли с Тибета, вытеснив еще более древних представителей Малайзии и Вьетнама. Так что вопрос о китайской истории остается спорным и для его прояснения требуются общие усилия — от археологов до пала генетиков и лингвистов.
Китай развивался сам по себе и это развитие часто оказывалось параллельным европейскому, но отличавшееся своими оригинальными шагами, изобретениями и устройством жизни. Так же, как и в остальных местах мира, Китай проходит путь от кости и камня к меди и бронзе, но случается это несколько позже. 

          История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период— Шан (Инь) — продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период—Чжоу — с XII в. до 221 г. до н. э.; третий— царство Цинь — с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый — царство Хань — с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

Династия Шан-Инь (1600—1027 до н.э.)

Династия Шан-Инь— самая ранняя из подтвержденных династия в истории Китая.

Государство Шан-Инь возникшее в кон. XVII века до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ в, было первым государственным образованием бронзового века на территории Китая. Династия Шан-Инь была основана бунтарем Ли, который в последствии принял имя Тан Шан, именно он сверг последнего правителя династии Ся — Цзе,и основал династию, получившую название Шан. В 1700 году до н.э. на этой территории сложилась новая цивилизация. Столицей ее стал    Аньянь. В более позднее время, после падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом “инь”. Поэтому первый период в истории Древнего Китая имеет два названия — Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном). Некоторые специалисты считают, что представители династии Шан являлись кочевниками и придерживались тотемизма, как религии.

 Население в основном было монголоидным и составляло примерно 150—200 тысяч человек. Лишь в I тысячелетии до н. э. и в начале нашей эры они широко расселились за пределами этой территории. Китай был довольно замкнутым государством. На протяжении тысячелетий китайцы создавали свою цивилизацию и формировался самобытный национальный характер в краю, доступ к которому затруднила сама природа при помощи гор и пустынь. Ощущение древности своей истории, своей культуры и цивилизации дает китайскому населению ощущение внутреннего преимущества над другими нациями и подчиняется власти китайского императора. Это окружающий человека мир, который представляет собой центр вселенной. Весь мир за пределами Китая населен «варварами», к коим относились как северные кочевые племена монголы, маньчжуры и т.д., так и европейцы, «длинноносые», «облезлые». Расовые предрассудки также препятствовали общению и постоянным контактам китайцев с другими народами на протяжении сотен и тысяч поколений.

Основным и ведущим видом хозяйства в эпоху Шань — Инь было земледелие. Оно зародилось более 6 тыс. лет назад на плодородных долинах Желтой реки. Река Хуанхэ (Желтая) пересекает Китай. Она образуют обширные естественно орошаемые долины, удобные для земледелия, мощные лессовые отложения, доходящие до 400 м глубиной и отличающиеся высоким плодородием.
В древнейшие времена почти вся территория была покрыта лесом. Однако условия для земледелия там были самые тяжелые из всех четырех цивилизаций. Зимой редко, но выпадал снег, а летом же регион страдал от сильной жары. Лес тоже приносил достаточно неожиданную проблему – бурные наводнения вырывали деревья, которые оседали на дно и постепенно повышали его уровень – именно поэтому Хуанхэ так часто меняла свое русло и именно поэтому разливы ее были так катастрофичны. Интенсивное развитие пашенного земледелия привело к исчезновению реликтовых лесов в среднем течении реки Хуанхэ уже к XI веку до нашей эры.

Река Хуанхэ

Работы потребовали объединения племен, развития орудий труда и создания государства.  Несмотря на значительное распространение и развитие земледелия, земледельческая техника была крайне низкой. Орудия земледелия были чрезвычайно примитивны. Господствовал ручной труд с использованием деревянных орудий мотыги и серпа с каменными вкладышами или разборными частями. Урожай в значительной степени зависел от количества влаги. Система искусственного орошения была ещё очень мало развита, и земледельцы все свои надежды возлагали главным образом на дожди. Однако уже в Иньскую эпоху начинают прибегать к искусственному орошению, главным образом на рисовых полях.

На заботливо ухоженных полях китайцы выращивали просо (чумизу),  Когда появились связи с внешним миром,  на полях заколосилась ближневосточная пшеница, пшено, бобы, конопля. С VIII века до нашей эры стали применять железные сошники и тягловую силу скота. Произошел переход от мотыжного земледелия к пашенному, более продуктивному. Хозяйства делились на малые хозяйства и большие поля. Существовали трудовая повинность, натуральная рента.

 Её смысл в том, что вся пахотная земля делилась на наделы, каждый надел дорогами или каналами делился на девять частей в форме иероглифа Цзин (井, колодец). Поля по краям обрабатывались восемью крестьянскими семьями для собственного прокормления, а центральное поле обрабатывалось всеми восемью семьями сообща, и урожай с него шёл в казну.

Позже она отошла правителю Китая, что позволило ему сразу стать самым богатым человеком в Китае.

Согласно китайской мифологии, земледелие ввел Шэнь-нун, он считался изобретателем сохи. Шэень -нун пожалел голодающих людей и сбросил им зерна пшена для посева. Но люди не знали, что из одного зерна можно вырастить много и съели их. И тогда Шэнь- нун спустился на землю и научил их выращивать злаки. Обтесав дерево, он сделал сошник, согнув дерево сделал соху для вспашки и прополки. 

Шэнь- Нуну приписывается и открытие чая. И китайцы чай тоже поначалу использовали исключительно в лекарственных целях – в первую очередь, как противоядие. Процесс культивации чая особенно стремительно развивался в IX-XI веках до нашей эры, в этот период в Китае возрастал интерес к чаю билочунь. России же и странах Европы известность чай приобрел только в XVII веке.

Производстве лаков зародилось еще в неолите. Там начали впервые разводить лаковые деревья. Лак – это сок лакового дерева из семейства анакардиевых; он окрашивался, им покрывали интерьеры и экстерьеры зданий, щиты, ножны мечей, ювелирные изделия, посуду и пр.; лак был водонепроницаем, выдерживал температуру более 250°С, он придавал прочность и долговечность.

Китайцы разводили свиней, держали разные породы собак и четко различали, какая друг и помощник человека, а какая годится на мясо — для чего усиленно откармливалась зерном. На пастбища появились  козы, овцы и коровы.  Китайцы на протяжении всей своей истории почти не признавали молока и молочных продуктов, и только в XX веке пристрастились к мороженому. 

 Скотоводство составляло основу хозяйственной жизни шанского общества. Единовременные жертвоприношения крупного рогатого скота достигали нескольких сотен голов. Распри из-за пастбищ были одной из причин войн шанцев с соседями. О важном значении не только скотоводства, но и охоты можно судить уже только по преобладанию анималистических орнаментальных мотивов и сюжетных композиций на шанской бронзе — ритуальных сосудах и оружии. Охоты носили коллективный характер, в них должно было участвовать все взрослое население шанских общин. На каждой из охот добывали десятки и сотни различной дичи. Рыбная ловля начала развиваться как отрасль и люди рыбачили    артелями. Однако хозяйство в целом всё ещё сохраняло свой примитивный натуральный характер, что объясняется прочным существованием древних замкнутых общин

 Существовали и различные ремёсла. Со времени неолита сохраняется техника изготовления различных предметов из камня. Во время раскопок в Аньяне было найдено огромное количество предметов, сделанных из камня: ножей полулунной и прямоугольной формы, полированных топоров, наконечников стрел, копий и дротиков, ступок, зернотёрок, сосудов, статуэток и украшений. Наряду с этими предметами были обнаружены орудия и оружие, сделанные из рога быков и оленей, наконец, изделия из кости, в частности иглы и ложки.

 Большое значение приобрело деревообделочное ремесло. Как показали раскопки, дерево применялось в большом количестве. Из дерева делали луки, стрелы, копья, ручки топоров, пил и буравов, барабаны, корабли и колесницы. Деревом широко пользовались при постройке домов и сооружении гробниц. Богатые люди в то время строили себе большие прямоугольные бревенчатые дома, крыши которых поддерживались рядами деревянных столбов. В гробницах того времени были обнаружены деревянные доски.

Высокого развития достигло гончарное ремесло. Для изготовления глиняных сосудов применялась глина различных сортов, в частности высококачественная белая каолиновая. Сосуды лепились от руки, причём часто пользовались способом лепки глиняными лентами, которые клались по спирали. Однако в эту эпоху уже появляется гончарный круг. Сосуды, сделанные из глины, подвергались особому обжигу и даже иногда покрывались глазурью. Поверхность сосудов часто покрывалась верёвочным и шнуровым орнаментом. Наиболее роскошные сосуды, сделанные из каолина и украшенные тонким орнаментом, были найдены в больших аньянских могилах и, очевидно, служили для ритуальных целей. Разнообразие форм глиняных сосудов и их размеров (до 1 мвысоты) указывает на высокое развитие керамической техники. Большинство населения государства Шан жило в полуземлянках с очагами посредине. Некоторые землянки — это гончарные мастерские. На берегах Хуанхэ, на Лессовом плато обнаружена «культура крашеной керамики» -Яншао,  возраст которой — до 6 тыс. лет. Ее творцы не знали гончарного круга, но их горшки и прочая посуда отличаются несомненной гармоничностью форм и характерной китайской приплюснутостью, красивыми и смелыми орнаментальными узорами, а также процарапанными по сырой глине изображениями всякой реальной фауны и фантастических существ. Яншанцы обходились орудиями из мастерски обработанных камней, а для дел потоньше — из кости.    

Жившие здесь позднее (вплоть до начала II тыс. до н. э.) представители культуры Луншань знали уже гончарный круг. Сходство изображений на посуде, найденной в различных селениях, говорит о религиозном единстве их обитателей.

Ритуальный сосуд культуры Яншао. 3 тысячелетие до н.э.

Расписная керамика Яншао (город в провинции Хэнань, уезда Мяньчи), найденная в XX веке, сделана из каолина.

Три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.

Так же, как и в остальных местах мира, Китай проходит путь от кости и камня к меди и бронзе. В других краях бронзовый век был уже в разгаре, однако китайцы изобрели бронзу самостоятельно. Первоначально шанцы были хранителями секретов бронзолитейного искусства. Из бронзы они делали и охотничье, и боевое оружие.

Ремесленники выплавляют бронзу

Самым грозным оружием были лук и копья.  В захоронениях правителей Шан Инь обнаружены колесницы с прочными тонкими колесами со спицами. Захоронения датированы около 1300 г. до н.э. Колесницы отсутствуют в более ранних археологических культурах на территории Китая. Это дает основание предположить, что колесницы были заимствованы у своих западных индоевропейских соседей, которые на тот момент по археологическим данным владели ими уже несколько столетий. В широких степных просторах Средней и Восточной Азии уже в глубокой древности была приручена лошадь и появилась колесница, которую применяли главным образом в военном деле и возникла целая отрасль ремесленного производства по изготовлению бронзовых деталей колесничного снаряжения.

Сосуд Сыму У дин, высота 110см. вес 875 кг, найденный в 1939г. в могильнике Угуаньцунь Аньян. Бронза. Эпоха Шан-Инь. Конец II тыс. до н.э.

Совершенствование бронзового литья предполагало поиск наилучших формовочных огнеупорных керамических материалов. В результате в эпоху Шан-Инь был изобретен селадон – керамика, покрытая специфичной для нее зеленоватой глазурью. Этот тип керамических изделий был изобретён в древнем Китае, в частности, в провинции Чжэцзян.

Войны усиливали власть вана и других военачальников, в руках которых скапливались большие богатства. В середине и в конце царствования династии Инь китайцы постепенно колонизуют и завоевывают горные районы, заселённые кочевниками, а также долины Вэй и Фэнь, т. е. центральную часть провинции Шэньси и юго-западную часть провинции Шаньси. Необходимость защиты границ страны от кочевников и политика захвата соседних земель, рабов и различной добычи требовали соответствующей организации войска и военного дела. С древнейших времён китайское войско делилось на основные части: пехоту, конницу и колесницы

При раскопках в Аньяне было найдено около 400 бронзовых украшений колесниц и скелеты лошадей. Китайское войско было вооружено очень примитивно — большей частью бронзовым оружием: саблями, боевыми топорами и широко распространённой алебардой, а также луком и стрелами, наконец, копьями. Численность войска достигала 3 тыс. человек. Отряды конницы состояли обычно из 300 всадников. Та, пехота обычно состояла из простых земледельцев, призванных в войска и оторванных от своих хозяйств. На колесницах обычно сражались знатные люди, которые были достаточно богаты для того, чтобы выставить колесницу с упряжкой для двух лошадей.

В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство и, в частности, градостроительство, а с ним и архитектура. Все города занимали площадь в 6 кв.км. Города строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими. Иньцы селились в городах, окруженных мощными оборонительными стенами, как о том свидетельствуют раскопки целого ряда городищ. В таких городских поселениях отдельно располагались ремесленные кварталы, где были сосредоточены довольно крупные мастерские медников, косторезов, каменотесов, керамические, деревообрабатывающие и др.

Шанские дворцы и городские стены делали по методам хан-ту: уплотнявшиеся каменными пестами слои земли или глины, ограниченные в ширину дощатыми переборками, ряд за рядом — по высыхании — клали друг на друга. Создавалась толстая глиняно-земляная стена, снаружи напоминавшая кирпичную кладку. Города окружались монументальной глинобитной стеной, чтобы защититься от врага и природных стихий – наводнения. Стена древней столицы, обнаруженная близ Чжень-Чжоу, имела толщину 6м и длину 2 км. Центральная площадь «Великого города Шан», находящегося недалеко от Аньяна, была 6 кв.км.

На довольно резкое имущественное расслоение в эту эпоху указывают как жилища, так и погребения. В то время как бедняки ютились в пещерах или землянках, богачи строили себе большие бревенчатые дома, двускатные крыши которых поддерживались рядами деревянных колонн, устанавливаемых на каменных или бронзовых базах. В таких городских поселениях отдельно располагались ремесленные кварталы, где были сосредоточены довольно крупные мастерские медников, косторезов, каменотесов, керамические, деревообрабатывающие и др.  В то время как в погребениях простых членов общин рядом с телом умершего клали одну лишь простую секиру, в богатых погребениях было найдено большое количество роскошно украшенного оружия.

В каждом поселке имелось строение, выделявшееся вместительностью: очевидно, это общинный культовый центр, не исключено, что одновременно — и жилище вождя, являвшегося по совместительству верховным жрецом. 

 В период образования древнейшего рабовладельческого общества царь являлся также и первосвященником. Мы знаем, что в древнем Китае царь совершал важнейшие религиозные церемонии культа предков и культа богов. Религия использовалась для укрепления авторитета царя. Царь изображался в виде сверхъестественного существа, его сравнивали с богом, иногда прямо называли божеством.

Точное время зарождения китайской письменности по-прежнему остаётся неизвестным. Причудливый геометрический орнамент на обнаруженных в 20-е годы XX века в деревне Яншао провинции Хэнань керамических сосудах, изготовленных 5-7 тысяч лет назад, возможно, является зачатками древнейшего китайского письма. Очевидно, в период Шан-Инь возникла древнейшая пиктографическая (картинная) и иероглифическая письменность.  Китайские иероглифы — неотъемлемая часть китайской культуры. Отдельные слова обозначались наглядными рисунками, изображающими солнце, луну, землю, лес, мужчину, женщину, животных, жертвоприношение и т. д.

Затем появляются более сложные знаки, обозначающие отвлечённые понятия (идеограммы). Так, слово «восток» изображалось рисунком дерева, позади которого восходит солнце. С того момента как отдельными идеограммами начинают обозначать подобозвучащие слова (омофоны), древняя картинная письменность уже сочетается с более сложным принципом фонетической письменности. Надписи на гадальных костях оракула относятся к древнейшим находкам, засвидетельствовшим китайскую письменность. Первые образцы собственно китайской иероглифической письменности датируются серединой II тыс. до н.э. Наиболее ранние — XVII в. до н.э. Это иньские* гадательные надписи на костях животных (часто буйволов) и панцирях черепах.

Гадательная надпись

Символы, которые наносились заостренными палочками, получались угловатыми. В основном это были простые пиктограммы — схематические изображения наиболее универсальных понятий: частей человеческого тела, явлений природы, хозяйственных принадлежностей и т.п. Единого, стандартного написания иероглифов еще не существовало, имели хождение несколько вариантов написания одного и того же знака. Однако в силу малочисленности людей, владевших грамотой, это не вызывало особых проблем. К настоящему времени из более чем 5000 знаков идентифицировано около 1,5 тысяч. Первые надписи на костях и панцирях были обнаружены в 1899 году близ города Аньян. Однако, как выяснилось, местные жители были давно знакомы с ними и называли их «кости дракона». Они сдавали «кости» в аптеки, где их растирали в порошок, якобы обладающий лечебными свойствами. Трудно подсчитать, сколько иньских надписей было таким образом уничтожено.

Памятная надпись об удачной охоте правителя

Иньцы верили, что иероглифы обеспечивают связь между людьми и ушедшими на Небо предками, прежде всего, между правителем и верховным первопредком Шан-ди. В ритуале гадания принимал участие три человека: сам правитель, жрец и писец. Правитель задавал вопросы, которые писец вырезал резцом на кости: будет ли удачной охота, будет ли богатым урожай, начинать ли войну, заключать ли брак, родится ли наследник и т.п.  Затем кость прижигали раскаленными в огне палочками и по появившимся трещинам угадывали ответ. Предполагалось, что те места, по которым прошла трещина, содержат ответы от богов. Жертвоприношениям в честь умерших предков-правителей, обожествленных ванов, иньцы уделяли огромное внимание — как и вообще ритуалам и обрядам, в частности обряду общения, с теми же умершими ванами. Собственно, именно для нужд регулярной связи с покойными предками, от воли и поддержки которых, по представлениям иньцев, зависело нормальное существование, и использовались гадательные кости. Информируя предков о положении и текущих нуждах, обращаясь к ним с просьбами в трудную минуту, иньцы записывали на специально обработанных бараньих лопатках и панцирях черепах суть дела и проводили обряд гадания. Следующей ступенью в развитии китайской письменности были надписи на бронзе, которые наносились либо путем гравировки, либо отливались в бронзовые сосуды. Сосуды, как правило, служили для ритуальных целей и использовались как в поздний период Шан.

Так и возникали те надписи, полторы сотни тысяч которых ныне являются важнейшим источником эпохи Шан-Инь. Практики гадания на костях: это один из основополагающих источников китайской духовной культуры, из него впоследствии родится знаменитая и загадочная книга «Ицзин

Массовые жертвоприношения и захоронения пленных указывают на то, что их труд не находил еще большого применения в хозяйстве. Однако есть данные об использовании пленных из племени цянов в охоте, скотоводстве и земледелии (на расчистке поля). Военнопленные использовались на сооружении огромных гробниц, ликвидации последствий наводнений, строительстве городов и на других работах. Если согласиться с трактовкой знака чэнь как «рабов из военнопленных», то термин гунчэнь, обозначающий ремесленников, может свидетельствовать о применении труда рабов в каких-то отраслях ремесла. Цянов, как искусных коневодов, шанцы использовали для ухода за лошадьми. Есть данные, намекающие на использование пленных на весенних земледельческих работах. Можно полагать, что они участвовали в коллективных обрядах плодородия и затем умерщвлялись в соответствии с ритуалом «священного брака».

В ритуальных трапезах с закланием 300-400 быков и более, вплоть до тысячи голов, участвовало все взрослое население, исчислявшееся тысячами человек. В массовых жертвоприношениях на первый взгляд, казалось бы, безрассудно расточались важнейшие материальные блага общества: домашние животные, бронзовая утварь и оружие, колесницы с лошадьми, раковины каури, золото и нефрит, продукты земледелия, охотничья добыча и военнопленные, однако они были не только ритуально значимы, считались жизненно важными, но и должны были одерживать имущественное расслоение и обогащение отдельных шанских родов и знатных семей.

Погребение знати сопровождалось массовыми человеческими жертвоприношениями, до 1500 чел. единовременно. Захоронения обезглавленных военнопленных со связанными за спиной руками занимают целые поля, а отрубленные головы в соседних ямах исчисляются тысячами. Колесницы с лошадьми и возничими закапывали отдельно. Расовая неоднородность черепов свидетельствует о широком географическом масштабе военных экспедиций.

Одно из значений иероглифа «шан» – торговать. Хотя в Китае долгое время господствовала государственная распределительная система товарообмена, уже в государстве Шан появляются деньги. Появление избыточных продуктов сельского хозяйства и ремесла вызвало развитие торговли. Торговля, как и в других древневосточных странах, в этот период ещё носила примитивный, меновой характер. Древним и специфическим для Китая видом меновых денег была драгоценная раковина каури.

Для того чтобы раковины удобнее было носить, в них просверливали отверстия и нанизывали на нить. Стоимость связок, повидимому, была значительной. В надписях встречается упоминание о подарке царём нескольких связок, самое большее до десяти.  Наряду с раковинами каури, игравшими роль денег в других культурах, здесь найдены и бронзовые их имитации. Тогда стали прибегать к замене натуральных раковин искусственными, сделанными из яшмы или костей. Раковины, став мерилом стоимости, в дальнейшем превратились в символ драгоценности, богатства. Понятия, означающие драгоценность, богатство, накопление и многие другие, близкие им по смыслу, стали обозначаться иероглифами, в которых основной составной частью являлась раковина. О наличии «международной» торговли свидетельствуют не только каури, поступавшие с морского побережья. В обмен на изделия из бронзы шан-инцы получали олово и медь из бассейна Янцзы, а из Синьцзяна – золото и яшму.

Большое значение имела в период Шан-Инь большая патриархальная семья. Уже в это время появляется особое слово «ци», одновременно обозначающее рабыню и наложницу. Господство мужа и отца, порабощение женщин, усугублённое многоженством, наконец, ярко выраженный культ предков являются типичными чертами древнекитайской патриархальной семьи.

Таким образом, древнейшее государство, возникшее на территории Северного Китая в эпоху первого деления общества на классы — на класс рабовладельцев и класс рабов, с целью подавления и порабощения широких трудовых масс, приобретает черты древневосточной деспотии. Однако это древнейшее государство ещё долго и прочно сохраняло многочисленные пережитки родового строя. Длительная борьба с кочевниками ослабила государство Шан-Инь. О из-за установившихся традиций: ритуального пьянства, чревоугодничества и родственных половых связей произошло вырождение правящей элиты государства Шан. Авторитет Сына Неба пошатнулся.   Некоторые исследователе считают, что окончательное покорение племени шан произошло в 911 году. После окончательной победы началась расправа над побежденными племенами.  В джоуских записях говорится: 17 царств были уничтожены.  Племя шан было переселено из шанских земель, на земли, где их заставили заниматься сельским хозяйством, фактически племя было обращено в рабство

 Чжоусские племена, осевшие в бассейне реки Вэй, после ряда крупных побед от племени чжоу разгромили древнее царство Инь и на его развалинах основали новое государство, которое получило название от племени чжоу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *