Происхождение Этрусков
Есть ли у Этрурии своя история? Дюжина союзных друг другу городов, развитие которых шло не одновременно, и которые имели совершенно различные, а порой и противоположные судьбы могли ли они иметь общую и единую историю? Без сомнения, правильней было бы говорить об истории этрусской цивилизации, об истории людей, которые пользовались одним и тем же языком, и которых объединяла общая религия.
Фактически, эти города, одновременно столь различные и столь похожие, объединялись сознанием своей принадлежности к одной и той же нации и отмечали каждый год это единство, избирая в храме бога Вольтумны, располагавшемся на территории Вольсинии,главу союза — rex Etruriae, символ их культурных и религиозных связей. Римляне, впрочем, рассматривали это несколько иначе говорили об этрусском господстве в Италии, не выделяя господства того или иного города.
Вопрос происхождения этрусков не является сегодня центральным.
С античных времен по поводу происхождения этрусков выдвигались три версии: версия восточного происхождения, версия их прихода из северных альпийских стран и версия их местного происхождения.
После открытия в Вилланове (селении, расположенном неподалеку от Болоньи) В середине XIX века гробницы, которая была сочтена археологами при надлежащий к культуре, непосредственно предшествовавшей этрусской, весь период, растянувшийся от начала образования Этрурии до конца VIII века до н.э., стали называть виллановианским. Под этим термином подразумевается, таким образом, вся ранняя история этрусков.
Погребения, найденные в Вилланове, связаны с самой ранней в Италии практикой кремации мертвых этот обычай, известный также в центральной Европе под названием культуры полей погребальных урн, не существовал на Апеннинском полуострове в эпоху бронзы. Захоронения этой « Апеннинской культуры» встречаются повсеместно во всех регионах, где говорили на италийских языках индоевропейского происхождения, одновременно с так называемой культурой «ямных погребений» (где мертвецов хоронили в могилах ямах в вытянутом положении вместе с предметами их повседневной жизни).
Таким образом, весьма соблазнительно идентифицировать появление этрусской цивилизации с обрядом кремации в Тоскане. Однако это никоим образом не решает вопроса происхождения этрусков.
Следует запомнить две важные даты, связанные с формированием этрусской цивилизации: 1200 год до н.э. и 900 год до н.э. Первая дата соответствует появлению этой новой культуры и возможно, приходу групп людей, появившихся с Востока, хотя ничто не позволяет доказать это. Конец XIII века до н.э. был отмечен серьезными потрясениями, особенно на востоке Средиземноморья: падение империи xeттов, акты пиратства и попытки завоевания особенно в Египте «народов моря»
Если имелись когда-то миграционные движения людей, пришедших с Востока, чтобы присоединиться к населению Тосканы с целью изменить культуру и привнести основы новой цивилизации, то их следует датировать началом XII века.
Вторая дата, 900 год до н.э. (начало железного века, после постепенного расширения практики кpeмации на все то, что позже будет этрусской территорией), отмечает начало предурбанизации, которая знаменует собой новый рост и апогей виллановианской культуры.
что касается городов, то в этот период наблюдается перегруппировка разбросанных зон обитания в места, которые в будущем станут крупными городами — Вейи, Цере,Вольсинии, Вульчи.
Возьмем пример Тарквиний, священного города Этрурии. Раскопки многочисленных некрополей, расположенных на всех его холмах, обнаружили нескольких зон обитания, рассеянных на высотах, в частности, на плато Монтероцци.
При мерно в 750-720 гг. до н.э. все эти зоны обитания были заброшены в пользу единственного места, где и был создан город Тарквинии, в то время как Монтероцци стало некрополем нового города. Здесь, как и в Риме, выбор единого места жительства был определен местом, предназначенным для погребения мертвых. Археолог Марио Торелли сравнивает эти два знаменитых города и отмечает общность в процессе перегруппировки окрестных жителей и в процессе их основания.
Подобное же в образовании городов наблюдалось почти по всей Этрурии с некоторыми отличия ми в различных эпохах и регионах.
Этруски в Италии
Изучение влияний и конфронтаций на Апеннинском полуострове до появления Рима позволяет отметить огромную роль, которую этруски сыграли не только в Италии, но и во всем Западном Средиземноморье. Очевидно, что они занимали там главенствующее положение, в отличие от греков и карфагенян. Отношения между этими тремя народами постоянно усложнялись.
Можно сказать, таким образом, что этруски сыграли важнейшую роль в образовании Италии.
Италия стала трансформироваться под греческую модель. Контакты, особенно торговые, городов Великой Греции с Кампаньей, Лацием и Этрурией благоприятствовали эволюции этих регионов и способствовали их развитию. Тем не менее, надо отметить отсутствие греческих колоний на этрусской земле. При этом Этрурия, плодородная и богатая металлами, имела все, чтобы привлекать греков. Но этрусские города, которые к этому времени уже образовались, сами проявляли колонизаторские наклонности. Они соперничали с греками на земле Италии.
VII век до н.э. это время, когда Карфаген тоже задумал утвердиться в Западном Средиземноморье.В VI веке д.н.э греческое присутствие еще более усилилось: греческие колонии-полисы вознамерились перекрыть этрускам дороry в Сицилию.
Появление греческих колонистов на юге Италии сильно повлияло на обычаи этрусков. Этот период был отмечен наиболее высокой степенью изысканности этрусской цивилизации и благополучием таких крупных городов. Положение Рима стало еще более стратегическим, и этрусские города начали ссориться из-за обладания этим пунктом.
Но блеск и изысканность этрусской культуры этого периода скрывали реальность упадка, который уже наметился в жизни Этрурии. В 545 году до н.э. была одержана победа над фокейцами при Алалии, но она поставила этрусков в еще более тяжелое положение. Карфагеняне, объединившиеся с этрусками в борьбе против, отдали Алалию своим союзникам этрускам, а сами получили контроль над гораздо большей частью острова. В то же самое время они обосновались в Западной Сицилии и начали
там войну против греков. При этом карфагеняне постоянно опирались на своих этрусских союзников, С которыми у них был заключен договор о дружбе. Однако этот пресловутый договор, похоже, навязывал этрускам нечто вроде карфагенского протектората.
К этим внешнеполитическим проблемам следует добавить внутренние потрясения в греческих колониях, начавшиеся с конца VI века до н.э., что не могло не отразиться на этрусках.
Тарквиний гордый правил в Риме, как тиран, вызывая ненависть римлян. В конечном итоге, Рим восстал и тирана с его семьей изгнали. Считается, что Тарквиний был выслан из Рима в 509 rоду до н.э.
Однако с изгнанием Тарквиниея борьба не кончилась. Тарквиний бежал к Порсенне, царю этрусского города Кьюзи. Порсенна, считая полезным для этрусков восстановление власти Тарквиния, пошел на Рим. По некоторым версиям, он захватил город.
После этого отряд этрусков под предводительством сына Порсенны Арунта двинулся против латинян, но был разбит греческим войском под начальством Аристодема.
Через некоторое время, в 474 roдy до н.э., новый тиран Хиерон, объединив греческую коалицию, разбил под Кумами этрусков, союзных уже основательно ослабленным карфагенянам. Этруски, то они вынуждены были отступить за свои первоначальные границы, и, именно с этого поражения надо отсчитывать время, когда они окончательно оставили Рим.
Этруски в Риме
Есть мнение, что этруски придумали легенду, которая могла бы оправдать их присутствие во главе Рима с момента его основания. Мы знаем, что «официальная» легенда о Ромуле появлялась постепенно и была оформлена только в IV веке до н.э.. Согласно легенде, этрусский царь Tapхетий был дедом основателей Рима Ромула и Рема.
Царствовал Тархетий в Альбе-Лонrе и считался, очевидно, потомком Энея, то есть, в конечном счете, самого Зевса. В очаге его дома вдруг появился волшебный фаллос, которого якобы и произошли римские близнецы, вскормленные волчицей.
Присутствие тосканских торговцев в Риме за долго до правления Тарквиния не вызывает сомнений, но этрусское господство так глубоко изменит город в таком множестве областей, что потребуется чересчур долго составлять исчерпывающий список.
Наиболее ярко этрусское влияние проявилось в области благоустройства. Мастерство инженеров гидравликов позволило осушить болотистую землю Форума, создать первый водосток и фактически новый городской пейзаж. Был оборудован Капитолий и построен храм Юпитера по образцу этрусских храмов, сооружены каменные здания, покрытые черепицей. Они были украшены раскрашенными изделиями из терракоты, остатки которых обнаружены во всех важных местах центра (Форум, Капитолий), оборудован Большой цирк (Circus Maximus), проложено несколько улиц на территории Форума, в том числе знаменитая Vicus Tuscus (улица тосканцев) со статуей бога Вертумнуса.
Этрусские цари не довольствовались тем, что изменили городской пейзаж. Они также ввели некоторые церемонии (триумф, игры), установили календарь и главным образом, благодаря Сервию Туллию провели важные реформы, создав новые общественные и военные структуры. Все граждане Рима были разделены на классы согласно их состоянию, и эти классы стали представлены в армии разными отрядами с разным уровнем вооружения.
К этим основным изменениям можно добавить ряд нововведений юридического и культурного порядка, которые надолго укоренились в нравах и обычаях римлян, до такой степени, что они и сами стали забывать об их происхождении. Наиважнейшим:
из этих нововведений являлся, без сомнения, алфавит, который этруски сами позаимствовали у греков.
Все это означает, что, несмотря на стремление самих римлян к преуменьшению этрусского влияния, присутствие этрусков в Риме было реально и оставило очень глубокий след.
So much info in so few words. Tolsoty could learn a lot.