Культура Этруски — IV века до нашей эры — I век нашей эры

Классический и эллинистический периоды

( 475 – 27гг. до н. э.)

Объединяя эти два периода, мы охватываем большую часть истории этрусков – от расцвета Этрурии до ее ассимиляции. В V в. до н. э. тиберийская Этрурия, раскинувшаяся от Клузия до Орвието, переживает период расцвета. Большие великолепные аттические сосуды того периода, найденные в Спине в музее Ферраро, подтверждают это. Паданская Этрурия, богатая плодородными почвами, экспортирует зерно в Аттику.

Статуя Марса из ТодиРасцвет Центральной Этрурии прекрасно прослеживается по ремесленным и художественным произведениям Орвието и Ареццо конца V- IV вв. до н. э. Развитие в области искусства говорит о настоящем этрусском классицизме: Марс из Тоди (привезенный из Орвието), роскошные терракотовые скульптуры, украшавшие храмы Орвието – имело связь с экономическим процветанием. Зерно из паданской равнины экспортировалось в Грецию, а этрусские города долины Кианы и Тибра снабжали Рим зерном в случае неурожая. В южной Этрурии во второй половине IV-III вв. до н. э. происходит нечто вроде «внутренней колонизации», которая привела к возрождению многочисленных сельских поселений.

Тем не менее, в 474г. до н. э. этруски потерпели поражение от объединенного греко-сиракузского войска при попытке овладеть греческой колонией Кумы в Кампании. Крупный отряд триер совместно с греками дали бой тирренцам, разрушив множество военных кораблей. Победив в этом сражении, они ослабили могущество тирренцев и избавили жителей Кум от опасности. Битва при Кумах ознаменовала конец этрусского господства на море.

Наиболее заметным знаком отступления тосканцев был резкий спад во ввозе аттических сосудов в крупные города Южной Этрурии, такие как Вульчи и Цере.
Примерно через двадцать лет после Кум сиракузцы заинтересовались горнорудным островом Эльбой. В 383 году до н. э. после афинской экспедиции на Сицилию, войска сиракуз вернулись на тирренское побережье, несомненно, чтобы попасть на Эльбу и в Популонию. Во время своих набегов они разграбили чрезмерно богатое святилище города Пирги. Это был еще один ощутимый удар по этрусскому могуществу.

Терракотовые лошадкиНепрерывные войны парализовали торговлю. Южные этрусские города постепенно приходят в упадок. Замирают искусство и ремесла. Но в IV в. до н. э. снова входит в моду греческий стиль, что можно заметить по классическим лошадкам из Тарквинии.

Во второй половине III века до н. э. этрусские города начинают восстанавливаться. Возможно, к этому периоду относится строительство жилых кварталов в городах Коза и Порто Клементино; сетка их улиц повторяла планировку Марцаботто.

Ворота в городе Вольтерра. III в. до н. э.Этрусские крепостные башни и ворота — выдающиеся памятники градостроительства. В башни вели деревянные или бронзовые двери, ворота иногда имели опускающиеся по пазам преграды. Коза, как типичный, по описанию Витрувия, этрусский город, имел трое ворот и три священных участка. Иная планировка города Вольтерры, располагавшегося на высоком холме с очень крутыми склонами. Ворота Вольтерры II века до н. э., расположенные на красивом подъеме, выглядят внушительнее и массивнее, к тому же они поставлены на очень удобном месте: с крепостных стен легко было поражать подступавших к ним по крутому склону воинов врага.

 Ворота Августа в Перудже. III - I вв. до н. э.

В конструкциях этрусских дорог III—I веков до н. э. начинали сказываться принципы римской строительной системы. В Ветулонии, в частности, проезжая часть дороги уже не высечена в скале, как в период расцвета, но выложена огромными каменными плитами и напоминает римские дороги тех же лет. На территории Этрурии строилось тогда много различного типа мостов, в конструкциях которых проступает изобретательность, находчивость, чувство пропорций и красоты.

Этруски продолжали строить храмы и в годы, когда римляне начали господствовать на их территории. В III—I веках до н. э. были созданы культовые ансамбли, святилище в Грашета деи-Кавальери, где сохранились фундаменты трех зданий и небольшой храм Юпитера (Тин) на острове Эльба. В черте города Луни на форуме существовал крупный трехцелловый храм — Капитолий, а в северо-западной части — храм с двойной передней колоннадой и с трехчастной целлой.

Целла (лат. cella) — внутренняя часть греческого и римского храма.
Первоначально маленькая (позднее и большая) комната для съестных припасов в римских жилых домах; также внутренняя часть культовых зданий, особенно храмов, в которой находились изображение божеств; внутреннее святилище, куда был запрещён вход всем, кроме определённого круга духовенства.
Размер целлы классических храмов был небольшой и отличался простотой отделки, в сравнению с внешней стороной храма, где община верующих собиралась для проведения обрядов.

В Вольтерре обнаружены руины театра того римского типа, о котором пишет Витрувий, со скамьями, ориентированными на север. Некоторые места имели высеченные на камне имена постоянно ими пользовавшихся владельцев. Театр в Вольтерре богато декорирован плитами цветного мрамора и коринфскими колоннами. В этрусских городах III—I веков до н. э. было найдено очень немного жилых построек. Очевидно, как и ранее, они значительно уступали общественным сооружениям того времени по размерам и строились из непрочных материалов.

Театр в Вольтерре

На этрусскую архитектуру, скульптурный декор и живописные композиции оказывали тогда воздействие наряду с римскими, и памятники эллинистической Греции. В декоре зданий все чаще появлялись круглые изваяния. Обращение этрусского скульптора к обнаженному женскому телу можно объяснить воздействием эллинистической пластики. В поясной терракотовой фигуре Аполлона из храма Сказато в Фалериях, мастер показал гармоничные пропорции тела, красивое лицо.

Аполлон из храма Сказато в Фалериях

В годы борьбы с Римом, а затем последнего расцвета этрусских городов продолжали развиваться тенденции, проявлявшиеся в конце IV века до н. э.; художники обращались преимущественно к сценам в мире теней или заупокойным трапезам, к богам и демонам подземного царства.

Для погребальной скульптуры этруски пользовались, как и прежде, камнем и глиной. Крупные саркофаги продолжали изготавливать мастерские Тарквиний, в музее которых собраны их многочисленные образцы. Обычно это прямоугольной формы каменные ящики с фигурами умерших, возлежащих на крышках.

Саркофаг из «Гробницы Магната» в Тарквинии

Разумеется, в искусстве этрусков III—I веков до н. э. старые художественные традиции еще продолжали отчасти сохраняться, но постепенно и они изживали себя. Грубели формы, упрощались сюжеты, теряли гармонию композиции. Высокое искусство талантливого народа заметно клонилось к упадку.

Сандалий длиной25 см из Бизенцо VI в. до н. эБлагодаря страсти этрусков к увековечиванию разных моментов собственной жизни, ученые имеют представление о покрое их одежды и об изменениях моды на всей протяжённости этрусской цивилизации. Влияние моды, которое приходило из Восточной Адриатики, из Греции и Малой Азии не оставляли этрусков равнодушными, с середины VI века до н. э. в моде особенно заметными становятся греческое и восточное влияние. Однако одежда простых людей, конечно, отличалась от той, которая изображалась в настенной живописи и других видах искусств.
Но мода для простонародья остается скорее этрусской, чем греческой. Во многих захоронениях VII в. до н. э. находили этрусские сандалии на толстой деревянной подошве. Части которой скреплены бронзовыми петлями для придания ей гибкости. . Известны также этрусские сандалии с изящной золотой шнуровкой. Они были весьма популярны в Афинах, сначала их ввозили, а затем стали копировать. Этрусскими были и сандалии со шнуровкой на кожаной подошве. Когда мужчины и женщины которые их носили , покинули этот мир, они оставались на богах и богинях, изображенных в живописном или другом жанре.

Этруски из-за более прохладного климата, предпочитали ткань более плотной фактуры, чем греки. Вместо свободных туник иногда носили даже плотно прилегающую одежду. Но предпочитали изысканные дополнения в виде ремешков, поясков, шнурков и драгоценностей. У них было несколько фасонов головных уборов – с полями, в форме дыни, пилотки, а также высокие остроконечные.

Перемены в Перудже касались всей Этрурии. К 280 г. до н. э. все этрусские города переходят на положение вассалов Римской республики: им запрещалось проводить собственную политику, их мужское население обязано было служить в римской армии. Постоянные войны и экономические трудности создавали социальную напряженность, вылившуюся в265 г. до н. э. в борьбу между простолюдинами и аристократией Вольсинии.

Город, который четыре раза восставал против Рима и каждый раз вынужден был соглашаться на перемирие на невыгодных для себя условиях. И когда Волсиния попыталась организовать заговор этрусских городов, Рим жестоко подавил мятеж, и потребовал в качестве компенсации две тысячи бронзовых этрусских статуй. Они были переправлены в Рим, чтобы служить украшением его храмов и зданий. Поскольку Вольсиния была священным городом этрусской богини Волтумны и местом ежегодного съезда лукомонов двенадцати городов-государств, перенос статуй должен был означать ее падение. Одновременно это был сигнал к началу разграбления древностей Этрурии. Оно захватило всю эпоху римского владычества, затем вновь вспыхнуло в XVIII столетии и длится до сих пор.

Падение Вейи подтверждает тезис о захвате этого города из-за разобщенности этрусских городов.
Вейи не раз обращались к другим городам, но им отказывали в помощи по разным причинам. Например, из-за политического режима (в этом городе монархия) или из-за личности царя. На стороне Вейи сражались лишь мелкие города-соседи, например Фидены и Фалерии. Не делая ни единой попытки объединиться, крупные города додекаполиса один за другим попадают в сферу влияния Рима.

Спустя четверть века, в 241 г. до н. э., мы видим это на примере с Фалериями, городом фалиско-капенатов: он был разрушен, а жители выселены за несколько километров на равнинную местность (Фалерии Нови). Так же молниеносно и жестоко римляне подавили мятеж этрусских рабов в196 г. до н. э.. В 89 г. до н. э. Рим распространил на этрусков свое гражданство. В первой половине III века до н. э. еще продолжалась борьба оставшихся непокоренными этрусских городов с Римом, но окончательный исход ее уже не вызывал сомнения; гибель этрусков как самостоятельного народа была предрешена.

В 280 году до н. э. римляне захватили город Вульчи, в 273 году до н. э. — Цере, а в 265 году до н. э. пали Вольсинии. Этот решительный натиск врагов определил конец независимости Этрурии.
Столетия последнего расцвета этрусских городов (III—I вв. до н. э.) не были плодотворными, как предшествующие, ни в области экономики, ни в художественном отношении. Развивавшиеся под все усиливавшимся контролем римлян этруски постепенно утрачивали творческую активность, уступая напору энергичных и сильных латинян. Принято считать, что этруски постепенно ассимилировались в среде римлян. Не исключено, тем не менее, что какая-либо часть особенно жизнеспособных и не желавших покориться представителей этого народа переселилась в другие земли, и остались лишь этруски, всецело подчинившиеся завоевателям римского гражданства. Растворяясь в среде латинян, они продолжали, однако, время от времени заявлять о себе даже в годы ранней империи. Первая жена императора Клавдия Плавтия Ургуланилла — из рода этрусков. Ее соотечественник, известный покровитель художников Гай Меценат, происходил из города Ареццо. В Вольтерре жил баснописец I века до н. э. этруск Флакк. Друг Цицерона Авл Цецина был этруском.

Исчез целый народ, культура и язык которого во многом определили язык Италии, а за ней и всей остальной Европы. Народа этого больше нет на карте. Этрурия исчезла почти также быстро, как и возникла.

О неослабевающем интересе к этрусским древностям говорит коллекция сэра Уильяма Гамильтона, британского консула Неополитанского королевского дома (вторая половина XVIII века). Его собрание и каталог, содержащий 1766 описаний древних ваз, вызвали огромный интерес в обществе. Увлеченность античным искусством послужила толчком к рождению нового стиля в искусстве – стиля неоклассицизма.

Прославленный английский гончар Джозеф Вежвуд назвал свой завод «Этрурией», многие из ваз им копированных были и греческими. Эта бронзовая ваза высотой около 120 см в форме головы юноши была скопирована с оригинала IV в. до н. э. – с подлинного этрусского буккеро.

бронзовая ваза

В Италии никогда не умирала этрускомания. Этруски живы в каждом из нас, — говорит итальянский художник Арнальдо Помодоро. Скульптор Марино Марини, пояснял: «Мы живем среди памятников прошлого. Например, я родился в Тоскане, и этрусские древности, открытые у нас за последние пятьдесят лет, имели огромное влияние на местную жизнь». Неудивительно, что работы Помодоро, Марини, их друга Альберто Джакоменти полны «отзвуков» скульптуры и живописи из этрусских некрополей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.