Архаический период (600 – 480 века до н. э.)
Этруски достигли зенита своей славы в VI в. до н. э. распространившись на север через Апеннины. Этрусское искусство, часто вдохновлявшееся греческим, достигает вершин в архитектуре, скульптуре, живописи. Любовь к монументальному искусству передали римлянам этруски. Этрусские цари династии Тарквиниев превратили Рим в великий город. При них начали возводить огромные здания, был замощен Форум, устроена система канализации, осушение низин и болотистых местностей Рима. Сооружаются Большой цирк (ипподром) и Храм Юпитера Капитолийского.
По замыслу первого этрусского царя Рима Луция Тарквиния Прииска главным зданием Рима становится храм Юпитера на Капитолийском холме. В 509 г. до н. э. он был посвящен римской триаде: богам Юпитеру, Юноне и Минерве. Строили его этрусские мастера. Храм по своим внушительным размерам и убранству был крупнейшим в Центральной Италии в свою эпоху, возможно одним из самых величественных и классических в мире. Храм был вершиной этрусского строения. Его вид был вдохновлен архитектурой восточного Средиземноморья с ее тягой к монументальности. Он характеризуется наличием трехнефной целлы, расположенной позади пронаоса фронтальной колоннады. Это этрусский тип планировки, его тройные элементы можно обнаружить и в погребальной архитектуре (Цере – гробница Кресел и Щитов, гробница Греческих ваз), а также в домашней архитектуре (Акваросса).
Архаический римский храм хранил в себе отпечаток этрусской культуры в своей общей планировке, подиуме и, в частности, отделке.
При строительстве храмов этруски используют дерево, а из камня кладут лишь фундамент. У храма был единственный портал, выходивший на юг, в прилегающее к храму святилище под открытым небом, откуда жрецу было удобно наблюдать за росчерками молний и полетами птиц. Этрусские храмы отличаются «архитектурными излишествами», которые служат облицовкой, выполняя защитную функцию для деревянной поверхности. Это затейливая лепнина на карнизах или ярко расписанные терракотовые фризы. Для большей красоты этруски часто помещали терракотовые статуи в рост человека на гребне фронтона (акротерий). Иногда статуи объединялись в мифологическую композицию с символическим значением, как это было в этрусском храме Портоначчьо в Вейо.
Хотя до нас дошло не так много строений этрусков, их смелые архитектурные приемы живы до настоящего времени. Широкие колонны с круглыми капителями — этрусский вариант дорического ордера, был описан римским архитектором Витрувием. Из художников возрождения, изучавших трактат Витрувия, выделяется Андриа Палладио. Простые элегантные колонны – отличительная черта построенных им зданий. Этрусские колонны украшают портик дома Томаса Джефферсона в Монтичелло. И акротерии – статуи, установленные по углам и на вершине фронтона здания – еще одна черта этрусского искусства. Церковь в Сан – Джорджо Маджоре в Венеции.
Высшей точкой развития этрусской скульптуры стал VI в. до н. э.. Мы встречаем работы из камня, бронзы, терракоты. Архаические рельефы Клузия напоминают росписи из Тарквиниев. Датируются они концом VI – первой половиной V вв. до н. э.. В VI в. до н. э. в Вульчи мы также видим развитие погребальной каменной скульптуры. Она представлена реальными или фантастическими животными, выполненными из ненфро (вулканического камня). Это львы, грифоны, морские коньки. Они помещались в начале дромоса и играли роль апотропея – защитника покойного от нежелательных посетителей.
Равенство супругов составляет одну из особенностей этрусского общества по сравнению с остальным древним миром. Открытое проявление супружеских чувств шокировало греческих и римских писателей, немало распространявшихся на темы морали и нравственности этрусков. Любовные пары, запечатленные с большим искусством, украшают множественные саркофаги и урны.
В Вульчи также представлена замечательная школа скульпторов из бронзы, изготовивших множество трезубцев. Коропластика же была представлена только в Вейях. В Вульчи найдено большое количество прекрасных изделий из бронзы. В этом городе находилась ремесленная школа по работе с бронзой. Здесь же во второй половине VI и V веках до н. э. производились различные виды домашней утвари..
Изделия демонстрировали высокий уровень мастерства и широко экспортировались. Была школа бронзовых дел мастеров и в Кьюзи. Этруски использовали при работе с бронзой самую разную технику. Бронзовые листы с чеканкой применялись при изготовлении домашней мебели и украшения колесниц. Даже греки признавали, что этруски превзошли их в этом ремесле. Этрусскую бронзовую скульптуру прославили на века такие шедевры, как «Капитолийская волчица» и «Химера».
Особую категорию представляли собой предметы женского туалета. Одними из самых известных изделий были ручные зеркальца. Многочисленные надписи на них оказались ценным источником информации для специалистов по эпиграфике и для лингвистов. «Оборотная сторона отполированных этрусских зеркал из бронзы обычно покрыта изящной гравировкой на мифологически е темы с надписями». На этом зеркале представлена сцена облачения девушки. Матроны причесывают ее и примеряют ей вещи. До наших дней дошло до трех тысяч этрусских зеркал, и каждое из них сообщает нам важные сведения об обычаях и верованиях этрусков. «Зеркало Калхаса из Вульчи»
Во второй половине VI в. до н. э. становятся многочисленными и примеры живописи.Сюда относятся расписные гробницы в некрополе Монтероцци в период с 550 – по 450 г. до н. э.. Труд художников стоил очень дорого и только лишь элита могла позволить себе эту роскошь. Иногда обращались за помощью к греческим эмигрантам-художникам и ремесленникам. По стилю этот вид искусства перекликается с вазописью. Самые древние фрески были найдены в Вейях и Черветери, но в течение длительного времени, особенно в архаический период, крупнейшим центром росписи гробниц был город Тарквиния.
Говоря о Клузии, следует отметить, что здесь также имела место живопись. В Кьюзи найдены фрески V века, а в Орвието и Вульчи – росписи более позднего периода. Если не принимать во внимание божественные элементы, в целом фрески рисуют довольно точную картину повседневной жизни этрусков. Следовательно, с некоторыми оговорками мы можем использовать фрески в качества источника информации об укладе жизни в Этрурии. «Интерьер гробницы Рельфов, в Черветери.»
В гробнице Кампана, также в Вейях, все еще преобладают элементы ориентализирующего стиля. Одни из первых фресок появляются в гробнице Быков. Здесь расписана лишь стена напротив входа. Под фронтоном изображены два быка. Ниже, на главной панели, изображен эпизод из греческого эпоса. Он взят из росписи греческих сосудов. Сцена изобилует цветочным орнаментом, примечательна деталь фонтана – вода бьет из пасти льва в бронзовую чашу. Стиль изображения отражает влияние ионийского искусства. Эта гробница датируется приблизительно 540-530 годами до нашей эры..
Начиная с этого времени и до конца архаического периода, в гробницах Тарквинии появилось много прекрасных фресок. Сюжетами их, как правило, обряды погребения, пиршества или ритуальные игры, а также сценки из повседневной жизни. «Фреска Охоты и Рыбной ловли»
Фреска из гробницы (Охота и Рыбная ловля) представляет собой яркую иллюстрацию занятий на свежем воздухе, ее росписи пестрят множеством цветов. Эта палитра заметна также в некоторых изображениях погребальных игр, например в гробнице Жонглеров, в Тарквинии. «Сценка из гробницы жонглеров», Тарквиния.
Росписи гробницы Барона, датируемой 510-500 годами до н. э., напротив спокойны, движения фигур безмятежны. Эта одна из самых утонченных архаических росписей в Этрурии. « Копия живописи захоронения Триклиния и Кверчьола», выполненная художником археологом Карло Руспи. Работами Руспи часто пользуются этрускологи, т.к. подлинная живопись Тарквинии давно утрачена.
Росписи позднего классического периода (IV век до н. э.) демонстрируют смену настроения, сюжетов и техники работы. Художники овладели мастерством, фигуры на фресках прописаны умелой рукой, позы их продуманы. Используются различные оттенки цветов и световых пятен. Примером могут служить росписи из гробницы Голини. Настроение фресок меняется, на смену веселости приходит глубокая меланхолия. Это новое чувство отражено в тоскующем взгляде красивой женщины из семьи Велка, из камер гробницы Орка (IV век до н. э.). «Голова женщины из семьи Велка, Тарквиния».
Мрачное настроение сохраняется на протяжении всего эллинистистического периода. Этрусским народом словно бы овладели дурные предчувствия, наложившие свой отпечаток в искусстве. Огромная пропасть пролегла между уточенными, изящными произведениями архитектуры, скульптуры и живописи эллинистического периода и первыми шагами этрусков в изобразительном искусстве в VII веке до н. э.. За семь столетий этрусское искусство опробовало широкий спектр стилей, каждый из которых является выражением своей эпохи.
Их искусство с ликованием откликалось на каждодневные радости жизни. Будь то застолье или спортивные игры. Больше всего они ценили музыку, звуки свирели и лиры сопровождали даже их бытовые дела. Им приписывалось изобретение военной трубы. Особенно этруски славились своим пристрастием к игре на флейте. Греки отмечали, что этруски занимались кулачными боями, месили тесто, шагали на военных парадах, и даже секли своих слуг под звуки флейты. Иногда флейтисты и музыканты танцевали под собственную музыку, но чаще всего приглашались другие танцоры, иногда державшие в руках кастаньеты.
Таким образом, до эллинистического периода исполнительские виды искусства в Этрурии ограничивались музыкантами, танцорами, мимами и комическими актерами.
Бытовало мнение, Что в Этрурии, наряду с обычными способами охоты на кабанов и оленей, при которых используются сети и собаки, применяется и другой. В качестве приманки используется… музыка. Свирель издает самые нежные мелодии, в тишине волшебные звуки разносятся по лесу, проникая в ущелья и заросли, во все звериные норы и гнезда. Сначала, когда звуки музыки долетают до них, звери пугаются, но затем они невольно поддаются очарованию свирели. Дикие животные тиреннских лесов, привлеченные певчими звуками свирели, постепенно подходят все ближе и ближе к охотникам, пока не попадутся в расставленные сети. Написанный яркими переливающимися красками юноша музицирует на двойной свирели. Излюбленный инструмент этрусков, двойная свирель, требовал от артиста большого мастерства. «Гробница леопардов, Тарквиния, начало V в. До н. э.».
Глубокое влияние, оказанное этрусками на западную культуру, связано главным образом с их властью над Римом в век, предшествовавший образованию Римской республики. Удивительное количество символов, привычно воспринимаемых как римские – начиная с тоги, цифр и заканчивая пучком прутьев, известных как эмблема римских магистратов под названием фасции, было принято римлянами от их соседей этрусков. А вначале ХХ в. модель из железных прутьев и двойной секиры была принята Бенито Муссолини за эмблему фашизма и дала имя этому политическому движению. «Говорят, что победные символы, знаки отличия консулов, и в целом знаки отличия магистров были привезены в Рим из Тарквинии вместе с фасциями, секирами, трубами, религиозными церемониями, искусством гадания и музыкальным сопровождением римских публичных мероприятий» — об этом вполне определенно пишет Страбон. Сюда можно добавить скипетр, курульное кресло, пурпурную мантию.
Этруски доминируют на земле и на море. Сами названия морей, омывающих Италию, свидетельствуют о могуществе этого народа. Италийские народности называли одно море Этрусским, а другое – Адриатическое – получило название от этрусской колонии Адрия. Греки называли эти моря Тирренским и Адриатическим. На сегодняшний день этрусский характер порта Адрия уже не оспаривается. Древние античные авторы говорили о настоящей этрусской талассократии, то есть гегемонии этрусков на морях, о «могучих морских силах» тирренцев и их длительном «владении морями».
Иконография отлично иллюстрирует интерес этрусков к мореходству, поскольку изображения кораблей появляются в самых первых произведениях этрусского искусства. Изображение корабля было отмечено на амфоре-импасто начала VII в. до н. э. из Цере. В 1927 г. в Тарквиниях была открыта красивая погребальная фреска в гробнице Корабля (около 470 г. до н. э.), на которой изображено торговое судно, что указывает на род деятельности покойного, связанный с судоходством. Одна из самых известных подковообразных погребальных стел из Фельсины также подарила нам изображение судна. По форме оно напоминает транспортное или торговое.
Влияние этрусков на римскую цивилизацию, согласно античным источникам, было многочисленным и разнообразным – и в политической, и в религиозной, и в культурной жизни.
Добавить комментарий