Утес, находящийся в современной Тоскане, хранит лишь отблески былой славы, когда-то величавшей его. На нем 2500 лет назад стоял один из величественнейших городов древней Этрурии – Вольтера. Крепость, окружавшая его, тянулась на 6.5 – 8 км. Даже обломки внушительны настолько, что только песни и легенды могут сказать о них: город возводили богоподобные титаны.
Этрусская цивилизация – одна из самых загадочных страниц истории древности. Влияние, оказанное этрусками на античный мир, хорошо известно. Но много неясного в судьбе этого народа – откуда они пришли, каково происхождение их языка и письменности.
История культуры этрусков подразделяется на древне этрусский период – культуру Вилланова ( по названию поместья, где были сделаны самые древние находки ) и четыре поздних: восточный, архаический, классический и эллинистический – в соответствии с фазами древней истории.
Период Вилланова (1000 – 700 гг. до н. э.).
Первые этрусские надписи датируются приблизительно 700 г до н. э.. Есть предположение, что будущие этруски заняли Центральную Италию в конце Бронзового века. Это около 1200 г. до н. э.. Период IX – VIII вв. до н. э. соответствует раннему железному веку. Он носит название периода Вилланова. Древние этруски живут небольшими селениями. Количество людей, живших в селениях, было невелико. Судя по числу древних захоронений, в Вейях, например, жило от трехсот до шестисот человек. Этруски живут в хижинах из тростника, обмазанного глиной. Чаще всего эти хижины лепятся к холмам.
Существовали местные различия, но культура оставалась однородной. Захоронения не имеют признаков имущественного и социального расслоения. Умерших обычно кремировали, пепел помещали в грубые глиняные или терракотовые урны. Такие урны назывались импасто (смесь), т.к. прах смешивался в них с глиной.. Иногда урны имели форму хижины. И урны и гончарные изделия, предназначенные для хозяйственных нужд, обжигались и украшались рельефным орнаментом, рисунками, сделанными белой краской. Домашние гончарные изделия имели самые разные формы, что указывает на влияние как аппенинской культуры, так и протовиллановских традиций.
Второй этап культуры Вилланова, т.е. VIII в. до н. э., характеризуется двумя основными тенденциями: Первая – появляются погребения с многочисленным и богатым инвентарем. Дифференция, безусловно, связана с появлением класса аристократии. Богатая сбруя, символ богатства и власти, попадает в захоронения с началом имущественного расслоения в конце периода Вилланова. Образец относится ко второй половине VIII в. до н. э. — « Две крошечные бронзовые лошадки на спинах более крупных украшают кольца конской сбруи».
Ассортимент бронзовых предметов обширен. Мы встречаем здесь инструменты, чаши, ножи, ковши, большую группу фибул, обилие бронзового оружия, наконечники копий и дротиков, мечи, щиты, орнаментированные шлемы с гребнями.
Виллановцы были прекрасно вооруженными воинами и изображались иногда верхом на лошадях. В этот период появляется новая форма конской упряжки с бронзовой нащечной пластиной. Внешний вид этого предмета был, вероятно, позаимствован из иранской конской упряжи. «Конские удила из Палестрины».
Занимались сельским хозяйством, и имели в своем распоряжении колесные транспортные средства. «Бронзовая модель деревенской повозки» из Бизенцио. Музей Вилла Джулия. Рим. Будучи хорошими мореплавателями, виллановцы не только торговали с Сардинией, но, и, видимо, совершали путешествия вдоль западного побережья полуострова, вплоть до Сицилии, а может быть, и далее, в Западное Средиземноморье.
Около 900 г. до н. э. появляются поселения с многочисленным населением, ставшие впоследствии этрусскими городами. Постепенно общество периода Вилланова перестает быть эгалитарным. Появляются собственность и коллективная эксплуатация земель. В богатых Тарквиниях появились признаки, знаменующие эволюцию этого общества
Второй отличительный признак касается технологических и культурных заимствований. Виллановская Этрурия экспортировала свою продукцию на соседние территории. Благодаря таким связям, Этрурия была открыта и влияниям извне. Зафиксированы торговые связи между носителями культуры Вилланова и народами Южной Италии (Лукании и Камбрии), Ближним Востоком (через посредничество фокийских мореплавателей), но именно связи с Эвбеей стали наиболее заметными в этот период. Греческие торговцы с острова Эвбея, который находится в Эгейском море, прибыли в Западную Италию, их привлекали ее полезные ископаемые.
В начале VII века до н. э. греческие товары начали появляться у виллановцев, живших в Северной Лации. Эти товары, особенно украшения из Восточного Средиземноморья и греческие глиняные чаши с геометрическим орнаментом, были обнаружены италийских могильниках в Кампании и захоронении в Кумах. Вазы из Эвбеи появляются в крупных городах Южной Этрурии — в Вейях и Цере. Эвбейцы привозят кубки с зигзагообразным орнаментом, которые этрусские ремесленники копируют. Но процветает и собственное производство. Местные ремесленники в большом ассортименте в основном делают неизменные фибулы (пряжки). Их изготавливают из железа, бронзы, но, и считавшиеся редкой ценностью, из золота и серебра. Виллановианцы в VIII в. до н. э. носят цветные и стеклянные бусы, украшения из драгоценных металлов, которые привозились из Восточного Средиземноморья.
Помимо новых влияний в культуре Вилланова отмечается резко возросшее использование железа. В течение периода в IX веке до н. э. лишь некоторые инструменты и оружие изготавливаются из железа, но в следующем столетии оно становится все более и более привычным материалом и постепенно количество бронзового оружия стало сокращаться. Здесь заметно влияние греков, они нуждались в железной руде и, по-видимому, предложили виллановцам очень выгодные условия торговли, побудившие их начать разработку месторождений. Именно торговлей можно объяснить рост благосостояния виллановцев в VIII веке до н. э. и необыкновенно возросшую мощь этрусков в последующие периоды.
Восточный период (720 – 580гг. до н. э.)
(Ориентализирующий период)
В современной науке ориентализирующим называют тот период в истории этрусков, когда на их культуру оказали сильное влияние народы Восточного Средиземноморья, — это Финикия, Египет, Малая Азия, Греция, Кипр. Пришел не народ, принесший свой язык или обычаи, а пришли товары, зачастую из ценных металлов, экзотические материалы. А также небольшое количество переселенцев – художников, ремесленников. Они принесли свои производственные традиции, свою технику и открыли в Этрурии производство восточных шедевров.
Этрусские минералы были редким явлением для Средиземноморья. Их было легко обменять на предметы роскоши из других стран. Благосостояние Этрурии вызвало в регион не только приток экзотических товаров, но и быстрое развитие ювелирного дела. Золотых дел мастера виртуозно имитировали ориентализирующие мотивы. Ювелирные изделия поражают своим великолепием. Искусство этрусков вбирало в себя мотивы Востока, чаще через греков. Так, тема хищников: львов, пантер, мифических сфинксов, грифонов стала отличительной чертой ориентализирующего стиля на ранней стадии.
Серебряные чаши импортировались из Финикии. Что касается некоторых изысканных материалов, известно, что янтарь, часто встречающийся в царских погребениях, попал сюда при посредстве кельтов, слоновая кость или орнаментированные страусиные яйца из Африки. Однако этрусские мастера не могли оставаться только имитаторами. Этрурия также экспортирует свою продукцию. Масса этрусской бронзы обнаруживается в греческих святилищах. Был создан оригинальный стиль черной керамики – буккеро. Керамика стала вытеснять традиционно бронзовые предметы.
Новые веяния и идеи, приходящие с Востока, приносят с собой и новые социальные перемены. Селения начинают объединяться в города. Разбогатев на торговле, этрусские города процветают. Несмотря на общую культуру и историю, каждый из них теперь представляет собой свободное независимое государство с собственным правительством. В этрусском обществе выделяется аристократический класс и класс ремесленников.
Контакты с первыми греческими поселенцами, выходцами с острова Эвбея, пришедшими в Италию в 770 г. до н. э., открыли этрускам греческий алфавит. Воспринятый этрусками эвбейский алфавит очень быстро распространился, и вскоре был адаптирован к их собственной фонетической системе.
Письменностью этруски овладели к середине VII века до н. э.. Наиболее древним примером полного алфавита из Этрурии является тот, что был написан на маленькой табличке из слоновой кости, обнаруженной в Марсилиане. Здесь мы видим двадцать две буквы финикийского или семитского алфавита с четырьмя греческими дополнениями в конце. Шрифт Марсилианской таблички близок к халкидским буквам, используемым в Кумах. Трудности в оценке всех элементов, составивших этрусский алфавит, рассматриваются как пример сложного образца культурного переноса из Восточного Средиземноморья в Этрурию, при котором греки играли роль посредников. «Этрусский алфавит на сосуде или чернильнице в форме петуха. Конец VII в. до н. э., Витербо». Заимствовав алфавит у греков, этруски затем модифицировали его в соответствии со своим.
Одним из ценнейших даров, переданных этрусками своим соседям, было искусство письма. Народы Северной Италии от говорящих на оскском языке, — включая самнитов из Кампании до венетов, получили письменность от этрусков. Среди этих народов были и римляне. Обычные письменные принадлежности этрусков состояли из вощеных деревянных табличек. Они могли быть простыми или складными, как та, что держит в руке мальчик на погребальном ларце в Вольтерре. Письмо идет справа налево.
Этрусские тексты написаны буквами греческого алфавита, несколько приспособленными к отражению этрусского языка. Подавляющее большинство надписей выполнено в обратном направлении, справа налево. Но и в греческом и этрусском языках существовали так называемые бустрофедоны — тексты, строки которых поочередно направлены справа налево и слева направо. В иконографии, например, мифологические сцены на сосудах чернофигурного стиля этрусской керамики читаются справа налево.
Кроме того, для письма этруски использовали свитки. Свиток представлял собой длинную полосу ткани, часто льняной. Слова писались в столбик тростинкой или пером черными или красными чернилами. Каким-то образом в античности эти свитки попали в Египет и там были использованы в качестве бинтов для мумии. Эта мумия и сейчас находится в музее Загреба. Письмена сохранились достаточно хорошо, чтобы можно было установить, что это этрусский религиозный текст, перечисляющий ритуалы, которые следовало совершать в определенные дни.
Согласно римским авторам, этруски называли себя раснами или рассенами. Греки называли их тирренами, по водному пространству между Корсикой и Сардинией – Тирренскому морю. Римляне звали их этрусками, тусками или тосками. Эти названия свидетельствуют, что этрусская цивилизация известна нам через посредников, взаимодействующих с их культурой. Этрусский язык не принадлежит к индоевропейской семье языков, хотя они и оказали на него свое влияние на раннем этапе.
Этруски были известны в античности в первую очередь благодаря своей религиозной литературе. Почти не вызывает сомнений, что рассены имели собственную литературу, но она утрачена. Язык их стал мертвым. Свитки из льняной ткани, на которой они писали свою историю, рассыпались в прах. Из-за отсутствия текстов язык этрусков полностью утерян. История этрусков звучит на латыни и на древнегреческом. Но о том, что этруски знали Гомера и работы других греческих авторов, подтверждают памятники и упоминания известного отрывка Ливия: «У меня есть все основания полагать, что в то время римские юноши … изучали этрусскую литературу подобно тому, как ныне они постигают греческую». Он говорит об образовании, полученном братом римского консула в Цере (современный Черветери) в IV веке до н.э.. Но позднее расцвет Рима отодвинет Этрурию в тень. Этрусские города один за другим признают римлян, и даже язык этрусков выйдет из употребления.
К концу VII в. до н. э. этруски освоили греческие мифы, сделав их своими. Этрусские города были обнесены каменными стенами, как у греков. Аристократические пиры, охота и спортивные игры также устраивались по греческому образцу. В 616 г. до н. э. этруск Луций Тарквиний Прииск становится правителем Рима.
Добавить комментарий