Религия у этрусков тесно переплетена со светской жизнью. В них жила глубокая, почти фаталлическая вера в судьбу и непреложность божественной воли, в предопределенность жизни людей и целых народов. Они были людьми, более других соблюдавшими религиозные обычаи, глубоко верующими, уповающими на провидение, на то, что человеческая жизнь управляется высшими силами. Они считали, что высшее предназначение человека – исполнять волю богов и жить в полном соответствии с нею. Ритуалы должны были выполняться скрупулезно. Этруски верили, что воля богов выражается в мире людей с помощью предзнаменований. Обязанностью человека было эти предзнаменования отслеживать и интерпретировать знаки судьбы.
В античности этруски были известны скрупулёзным отношением к корректному совершению обрядов и искусством прорицания, благодаря которому они могли управлять своими настоящими и будущими действиям. Этруски верили, что обладают знаниями, полученными свыше. Римляне нередко консультировались с этрусскими жрецами по поводу различных тревожных предзнаменований.
Этрусская религия имела тщательно разработанные ритуалы, которые совершались могущественными жрецами, избиравшимися из высшей аристократии. Самыми важными в жреческой иерархии были гаруспики – гадатели по внутренностям животных, особенно печени здоровой овцы. Затем – фулгаторы, гадатели по грому и молниям, последние, благодаря некоторым обрядам и молитвам, могли вызвать грозу. И гадатели по полетам птиц.
Для наблюдения за знамениями, этруски рассматривали небесный свод как священное пространство, разделив его на шестнадцать секторов. Наблюдатель вставал лицом к югу. Восемь частей слева, к востоку, считались от доброго бога, а западная сторона – от злого. Фулгаторы таким образом определяли знамение благоприятное или нет. Приписывая все воле божьей, они убеждены, что удары молний происходят для того, чтобы дать знак. «Имеется три типа молний, по словам Цецинны (выходца из Вольтерры). Первый – «молния советчица», второй – «молния власти» и третий – «молния страны». Этруски верили, что эти три молнии посылает Юпитер, и именно он посылает третью стрелу лишь после того, как созовет тех, кого этруски называли высшими и скрытыми богами. Эта стрела разрушает все, чего она касается. Этруски считали, что существует одиннадцать разновидностей молний. Марс посылает молнии-поджигательницы, наподобие тех, что стерли с лица земли Вольсинии один из богатейших городов Тосканы. Но учитывалась траектория молнии, ее форма, цвет, цель попадания.
Гадатели по полету птиц учитывали виды птиц, их количество и направление полета. Когда этрускам нужно было принять какое-то решение – печень говорила им, что можно делать ,а чего нельзя. Известно, что гаруспики сопровождали крупнейших политических деятелей в Риме.
Гаруспик Спуринна предупреждал Цезаря о грозящей ему опасности в мартовские иды 44 г. до н. э., и если бы диктатор прислушался к его совету, то уберег бы свою жизнь.И́ды (лат. Idus, от этрусск. iduare, «делить») — в римском календаре так назывался день в середине месяца. На 15-е число иды приходятся в марте, мае, июле и октябре; на 13-е — в остальных восьми месяцах. После реформы календаря Юлием Цезарем связь между длиной месяца и числом, на которые приходятся иды, была утеряна.Иды были посвящены Юпитеру, которому в тот день жрец Юпитера (лат. flamen dialis) приносил в жертву овцу
Жрецы – гаруспики обладали столь высокой репутацией, что в 304 году до н. э. римские патриции отправляли своих сыновей в Этрурию для изучения гадания по внутренностям, считая это весьма полезным для будущих полководцев.
Этрусские гаруспики имели особые ритуальные принадлежности, включая бронзовый нож в виде стилизованной статуэтки, изогнутый в виде вопросительного знака посох литий – символ власти гаруспика. Этруски рассматривали время и пространство в единстве, а судьбы людей, наций и даже всего мира считали предопределенными. Существование мира предопределялось 12 тысячами лет. А Этрурия насчитывала десять секул или веков. Предполагая, что секулы измерялись наибольшей продолжительностью жизни в поколении. Согласно « Книге ритуалов» деятельный период жизни человека ограничивался восьмьюдесятью четырьмя годами, после чего ему было отказано в покровительстве богов. По сообщениям Светония, император Клавдий рассчитал продолжительность своей жизни, основываясь на этрусской религиозной системе, и предположил, что умрет в возрасте около 63 лет. Так оно и произошло, Клавдий действительно умер в возрасте 63 лет.
Наука гадания пришла к этрускам через некоего Тагета, божественного внука Юпитера, младенца с лицом старца. Тагет внезапно появился из борозды, оставленной плугом на земле Тарквиния. Он открыл людям, что жизнь – это мистерия, вдохновленная божественной волей, поведал им суть гадания. От богов приходили и другие послания. Особенно важными были послания, полученные лукумоном Клузия через нимфу Вегойя «Законы правосудия, завещанные Юпитером». ЛУКУМОН Lucŭmo,по-этрусски Lauchme, название этрусского вельможи или князя, стоявшего во главе каждого из 12 союзных государств Этрурии.
В них можно проследить зарождение православной доктрины. «Этрусская наука» была изложена в книгах трех видов: «Книги гаруспиков» (руководство к гаданию по внутренностям животных), «Книги о молниях» (толкование молнии), «Книги ритуалов» (какие правила надо соблюдать при основании городов, посвященных богам храмов и алтарей и организации армий). К ним добавились «Книга судеб»и «Книги Ахеронта» (о загробном мире).
Некоторые исследователи полагают, что этруски вначале поклонялись единому верховному божеству, но позже под влиянием греческой литературы и искусства сливаются с олимпийскими и греческими богами и богами, олицетворяющими силы природы. Самым могущественным божеством этруски считали Вартумна. Имена этрусских божеств, прочитываются на развалинах зданий, на терракотовых черепицах крыши, в черепичной мозаике из Капуи, на льняных свитках мумии, хранящейся в музее Загреба, на оборотной стороне зеркал. Некоторые боги были этрусскими, другие имели параллели в греческом и римском пантеонах богов.
Есть они и на так называемой печени из Пьяченцы – бронзовой печени овцы в натуральную величину, которая в I в. до н. э. или ранее использовалась в качестве наглядного пособия для избранных, изучающих приемы гадания по внутренностям животных. Край бронзового предмета был поделен на шестнадцать прямоугольников с именами главных богов.
Имена второстепенных богов были вписаны во внутренние отсеки. Печень этруски считали не только жизненно важным органом. Но и генератором эмоций. Это был микрокосмос, отражавший микрокосмос Вселенной. Каждый участок печени соотносился с определенным участком небес, управлявшимся соответствующим богом. Оккультные знания этрусков пережили их культуру на многие века.
Ранние святилища этрусков представляли собой каменные площадки под открытым небом, где приносились жертвы, откуда возносились молитвы богам, где узнавали их волю по внутренностям закланных животных. В VI в. до н. э. этрусские боги приобретают человеческие черты, создаются статуи богов, а крытый храм становится их жилищем.
Этрусское верование в комфортную загробную жизнь можно видеть в оформлении гробниц, интерьер которых воспроизводил обстановку дома. Жители Черветери довольно рано отказались от обряда кремации, но обычай кремации вновь вернулся на закате этрусской веры. Урны стали закрываться крышками с портретами усопших. Тенденция к строительству земной обители в царстве духа прослеживается в период Вилланова. Урны с прахом любовно повторяют форму хижин.
Эти скромные урны в виде хижин предваряли будущие величественные усыпальницы, устроенные по образцу дворцов аристократии. Этруски старались окружить себя комфортом в потусторонней жизни. Они строили себе роскошные гробницы по образцу земных жилищ. Наполняли их драгоценностями, огромным количеством ювелирных изделий, обстановкой и утварью, включая постели, кресла, скамеечки для ног, и разумеется, кладовые с провизией и вином. Саркофаги создавались со скульптурными изображениями владельцев на крышках.
Cохранились фрески, по которым можно составить представление о погребальном обряде и тех изменениях, которые он претерпевал. До конца V в. до н. э. живопись гробниц носила торжественно — приподнятый характер, отражая всю радость жизни, которая по верованиям этрусков не кончалась со смертью и должна была сопровождаться привычными удовольствиями в потустороннем мире.
Но с начала IV в. до н. э. настроение и стиль этой живописи меняются. Она становится более сумрачной, если не сказать – зловещей. Смерть уже не бесконечный торжественный пир, а траурное шествие в безрадостный и безнадежный мир теней. Этот мир населен злыми демонами. Часто встречается образ Харуна, перевозчика теней через подземную реку Стикс. Это фигура с отталкивающим лицом, с крыльями и молотом в руках, написанная зеленой и синей краской. Но именно изображение Харуна в его традиционной роли перевозчика, а не исторгателя душ из тела колотушкой, позволило предварительно отнести Гробницу голубых демонов к концу V – началу IV вв. до н. э.
Живопись эта была открыта благодаря прокладке водопровода 1985-86гг. под современной автострадой в Тарквинии. В ней красноречиво отображается соревнование двух взглядов на потусторонний мир. На одной из стен показан традиционный этрусский пир: гости наслаждаются едой напитками, игрой на свирели. На другой стене – голубой демон с черными крыльями, его оскаленные клыки обагрены кровью. Слева от демона находятся мальчик и женщина, Они высадились в царстве мертвых из отливающего цветом крови челна. В челне стоит и Харун с веслом. Этот сумрачный взгляд на потусторонний мир связан с процессом распада этрусского общества. Заупокойный обряд содержит признаки оскудения. Гробницы этрусков пережили их земные жилища на тысячелетия.
Могилы знати, в которых находят столько сокровищ, подтверждают, что Этрурия была сказочно богатой страной.
Добавить комментарий