Руяне

map1 К Мекленбургу-Передней Померании принадлежит самый большой в Германии остров Рюген, знаменитый своими меловыми скалами, поросшими буйной растительностью. Рюген является архипелагом и сотоит из 18 островов и полуостровов.

Остров  Рюген

Остров Рюген

В шестом  веке на острове Рюген обосновалось могучее склавское племя ранов. Руяне относились к полабским славянам и входили в военно-племенной союз бодричей. Они  владели рунической письменностью вендской традиции, графика которой заметно отличалась от известных старших и младших рун.  Язык у них был словенский да вандальский.  Издревле звавшиеся  ранами, ругами, рюгенскими славянами, русами или русинами, появляются они впервые в источниках  в VII веке, в связи с попытками англосаксонских миссионеров распространить христианство на Балтике.

«Племя то умеет воевать и на суше, и на море, привыкло жить грабежами и хищениями...»  Судя по остаткам хижин и предметов обихода, были среди них искусные  рыболовы и охотниками, многие руяне успешно занимались земледелием и ремеслами, но, пренебрегая совершенно выгодами от земледелия, всегда готовы совершать нападения на море, надеясь на свои корабли, как на единственное средство к обогащению. Руяне долгое время держали под контролем большую часть южного побережья Балтийского моря. Такие действия на морских просторах в качестве пиратов и в качестве торговцев славяне могли вести только при наличии мощного флота.

Помимо этого острова, руяне владели также землями на материке — по соседству с Рюгеном, в том числе  и землями племени хижан Резиденцией правителя руян, вероятно, был  Ругард —  один из важнейших городов Рюгена.   «Руйгард» — в такой форме зафиксировано самое раннее его название в дарительной грамоте 1258 года.  В окресностях города Берген, являющегося административным центром острова Рюген, до сих пор сохранились руины древнего славянского городища. Основание Ругарда датируют второй половиной VIII века, он продолжал существовать и после датского завоевания в XII веке. Саксон Грамматик  столицей руян называет  город – Кореницу. Это был огромный город-крепость, окружённый непроходимыми трясинами и болотами, застроенный деревянными трёхэтажными зданиями. За исключением резиденции короля Тетыслава, Кореница  не была жилым городом.  Люди приходили туда либо для поклонения богам, либо во время войны, пользуясь городом, как убежищем. «Необитаемый во время мира, он был полон жилищ во время войны до такой степени, что камень, пущенный в город, не упал бы на голую землю» — С.Грамматик.  Долгое время считалось, что Кореница находилась на юге Рюгена, в местечке Гарц, где  до сих пор хорошо сохранился славянский крепосной вал. Несколько  лет назад эта версия была опровергнута, и в настоящее время Кореницу предполагают на севере Рюгена, в местечке Венц, чего не подтверждает археология.

Предполагаемые  местонахождения  г. Кореницы

Предполагаемые местонахождения г. Кореницы

Руян был отдельным государством, но  в некоторый период времени он находился в тесном союзе с лютичами. То же самое можно сказать и о Волине. В некоторый период истории это  был город-государство, и подчинялось королю Руяна. На начало VII века приходится итенсивное развитие городов, это объясняется  расположением их на торговых путях в связи с развитием торговых перевозок.  Города имели улицы, деревянные мостовые, площади, большие дома двух и более этажей, были защищены высокими земляными валами, которые укреплялись деревянными крепостными сооружениями.

Реконструкция древнеславянского поселения в Волине.

Реконструкция древнеславянского поселения в Волине.

Остатки таких гигантских земляных укреплений отчетливо видны и на мысе Аркона — древней крепости балтийских славян.

Валы высотой до 13 м, которые когда-то отделяли известный славянский храмовый город  от остальной части острова.

Валы высотой до 13 м, которые когда-то отделяли известный славянский храмовый город от остальной части острова.

Самым знаменитым городом руян была Аркона на севере Рюгена. Тут находилась главная языческая святыня того времени – храм Святовита. Руяне  люди — идолопоклонники, поклоняющиеся своим богам и им преданные. Они не подчинялись никому и сами диктовали свою волю окрестным племенам, были  жестоки против христиан.  Без учета их мнения не принималось ни одно решение по общественным делам. Такое почитание они имели благодаря своей близости к арконской святыне. Правитель руян не обладал всей полнотой власти — ее ограничивали совет знатных мужей и верховный жрец. Многие жрецы за свою близость к богам получали неограниченное доверие народа и приобретали огромную власть. Правители народа приветствовали почтительность к жрецам. Так первосвященник Рюгенский, уважаемый более самого короля, правил многими славянскими племенами, которые без его согласия не дерзали ни воевать, ни мириться; налагал подати; содержал сильную армию, и ни единое народное решение не могло быть принято без его согласия, хотя он был всего лишь устами бога на земле. Жрецы пользовались народным уважением, имели исключительное право отпускать длинную бороду, сидеть во время жертвоприношений и входить в святилище во всякое время.

Славянское название сентября – рюен, отсюда и второе название острова Руян. Это название имеет дохристианское происхождение и связано с древними религиозными праздниками славян, которые происходили в сентябре. Во многих славянских языках, например, в сербском, «руян» означает красный.  Красный цвет у руян имел особое значение. По свидетельству средневековых католических писателей, все жрецы Арконы облачались в красные мантии, и кровля святилища была пурпурной. Память о святом цвете сохранилась в исконном праздничном наряде славян — алой рубахе. В море руяне выходили на  красных парусах. Скандинавские викинги, завидев на горизонте алые полотнища, старались поскорее уйти, т. к. самыми известными мореходами и пиратами среди славян долгое время были руяне. Большим доходом всех балтийских славян была торговля, в том числе морским путем. Жизнь на берегу Балтики давала им огромные возможности в этом, и Рюген был важнейшим  ее центром. map3 В VIII и IX вв.  Рюген  был промежуточной стоянкой на морском пути между Хедебю, датскими островами и приморскими местами на южном побережье Балтийского моря, о чем свидетельствуют археологические исследования. Был так же  связан морскими путями с Готландом. Посреди острова Рюген, на виднеющемся с Ругарда заливе, был расположен  торговый город-порт Ральсвик. Политический центр, которому подчинялся Ральсвик, мог находиться в Ругарде.  Ральсвик не имел оборонительного вала, и в случае опастности население укрывалось  в Ругарде.

Руины Ругарда на картине Карла Фридриха Шинкеля, 1821 г.

Руины Ругарда на картине Карла Фридриха Шинкеля, 1821 г.

В Ральсвике уже на исходе VIII в. возникло приморское торговое место, не смотря на отсутствие непосредственного выхода к сухопутным путям, ведущим во внутренние славянские земли на материке. Попасть в Ральсвик можно было через Большой Ясмундский залив.  Именно здесь, в защищённом от штормов заливе, а не на малопригодном для этого скалистом, с многочисленными мелями, морском берегу, и располагался флот руян.

Большой Ясмундский залив

Большой Ясмундский залив

На западной окраине поселения, обращенной к небольшому внутреннему озеру, соединенному с заливом двумя протоками, были устроены  многочисленные пристани для судов, состоявшие из чередующихся молов и проходов для кораблей. Другие пристани находились на восточном берегу залива, к юго-востоку и востоку от поселения.  Пристани принадлежали отдельным усадьбам: у каждой был свой причал со специальными навесами-перекрытиями, где содержались и ремонтировались ладьи.

Владельцами хозяйственных дворов, где работали и жили ремесленники, подсобники и моряки были купцы. Торговля с арабскими странами приносила им баснословные прибыли. Восточные ткани и благовония, изделия роскоши и дирхемы в обмен на меха, моржовый зуб и олово со свинцом. Отправляясь в торговые рейсы, купцы Севера по примеру греков и арабов объединялись в большие флотилии, чтобы успешнее противостоять пиратам. Часто такие сообщества становились постоянными, включали в себя одних и тех же, хорошо проверенных в деле судовладельцев и назывались фелагами. Руническая надпись на кости, найденной на месте стоянки судов, говорит о том, что купцы этого поселения умели писать: найдены костяные стили для письма, украшенные еллингским орнаментом, и рукоять от деревянного стиля.

Жили в Ральсвике и ремесленники, там выявлены остатки мастерских, в которых изготавливали гребни, ковали железо, шили обувь, работали по серебру, обрабатывали янтарь. Янтарь очень высоко ценился в Европе, и вполне возможно, что именно его продажа была довольно заметной статьей дохода руян. С момента основания ральсвикского поселения его жители занимались также земледелием и скотоводством, но роль их была незначительной. Среди жителей были и скандинавы, как показывает открытое в 1980 г. захоронение в ладье скандинавского типа.  В 1967 г. в Ральсвике в ходе раскопок  было обнаружено четыре древнеславянских корабля и целое торговое поселение.

Ещё не выкопанная находка. Ральсвик 1993 год.

Ещё не выкопанная находка. Ральсвик 1993 год.

По расчётам археологов, построена эта ладья была около 977 г. из дерева, выросшего на Рюгене или в Поморье; использование деревянных дюбелей доказывает, что строителями были славяне (скандинавы использовали металлические гвозди).

О богатстве и далеких торговых связях жителей Ральсвика свидетельствует найденный там клад в IX веке. Он состоял из 2000 арабских монет и попал на остров Рюген из Восточной Европы. Находка была погребена под развалинами поселения. Клад относится к наиболее ранним и крупным кладам арабского серебра на Балтике. Младшая монета чеканена в 842 г.  Большинство монет выпущено в Багдаде, Табаристане, Самарканде, Мерве и Балхе, лишь единичные монеты принадлежат западной арабской чеканке.  Основная масса серебра поступила в результате торговли по Волжскому пути и через Старую Ладогу. Наряду с привычным серебром Востока в кладе лежали монеты арабской Испании.

map5

Реконструкция торгового маршрута из Ральсвика на Рюгене в Восточную Европу и места чеканки восточных монет, находившихся в кладе из Ральсвика в середине IX века.

Руяне чеканили и свою монету, но при этом соблюдался закон: «драгоценные металлы не допускались у Ран в обращение. Деньгами у них служили  полотна, а также медная монета: золото и серебро, приобретенное на войне, или иными путями, они либо употребляли для женщин на серьги и украшения, либо отдавали в храм Святовита.

«Путь из варяг в персы, Волжский серебряный путь, Селигерский путь» — всё это разные названия одной и той же знаменитой международной водной дороги. Уже в 8-м веке по этому пути хлынул «серебряный поток» арабского и иранского серебра, монет дирхемов, дорогих тканей и вин в обмен на пушнину, пеньку, мёд и воск, рабов... Особенно интенсивно функционировал этот торговый путь в 9 веке, во времена багдатского халифа Гаруна аль-Рашид. Именно в его правление этот путь был продолжен как «Серебряный мост» от Новгорода – до Балтики и далее в Скандинавию и  до Ральсвика.

map7

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком. Но как международная торговая артерия Великий волжский путь сформировался  лишь спустя тысячелетия, соединив страны северной Европы с государствами Средней Азии, Иранского каганата и Индии. Шёл этот водный путь также из стран северной Европы и Скандинавского полуострова через Неву, Онегу, Волхов, Ильмень-озеро и далее по реке Пола. В её верховьях, через сеть валдайских озёр и волоки, купеческие караваны выходили на реку Мста и далее на Волгу — до самого Каспия. Ну а  затем – в систему древних путей  Малой Азии, стран ближнего и переднего востока Средней Азии и далее в Индостан.

«Волокут волоком». Н. К. Рерих, 1915

«Волокут волоком». Н. К. Рерих, 1915

lodka2

Речные волоки и водные пути Восточной Европы открывали скандинавским кораблям доступ через славянские земли в страны Востока и Средиземноморья.

Мимо острова Руяна шел древний торговый путь из Северного моря в Балтийское. После разрушительного шторма 1872 г. на острове Хиддензее в районе поселка Нойендорф  был выброшен морем на сушу  клад золотых украшений.  Судя по вещам, золотые сокровища были изготовлены во второй половине X века  и принадлежали виикингам. Может быть, их корабль  потерпел крушение в X в. у берегов Рюгена, а возможно сокровища были вынесены морем на сушу  из сооруженного тысячу лет тому назад укрытия. Даже криминалистическое расследование не смогло до конца выяснить обстоятельства этой находки. Этот клад не имел  себе равных  во  всей Балтике.

sokrovisha

Сокровища из клада на острове Хиддензее, зарытые в 960 году, и ожидавшие наследников девятьсот двенадцать лет.  Выполнены в позднем еллингском стиле в Дании последней четверти X века.

map8Остров Хиддензее расположен к северо-западу от Рюгена. Обычно его принято считать частью Рюгена, хотя географически это отдельный остров, отделённый от Рюгена совсем небольшим проливом.

Постепенно все пространство вокруг Балтийского моря в IX столетии было охвачено торговыми перевозками.  Оседание скандинавских поселенцев на южном побережье Балтики и славянских ремесленников и торговцев в датских и шведских приморских торговых центрах придавало возникающей торговой сети относительную прочность. X столетие в целом на Балтике было временем подъема торговых связей, в которых участвовали также и заселенные руянами, лютичами, ободритами области к западу от Одера. Количество монетных кладов значительно возрастает

map9

Клады серебряных монет в Прибалтике

В развитии торговой структуры Северных морей первичность принадлежала  славянским купцам.  Они первыми из европейцев проложили Волжский и Днепровский торговые пути, и господствовали в международной Балтийской торговле.  Крупнейший торговый союз Средневековой Европы – Ганза, сформировался преимущественно из бывших славянских городов, которыми восхищались все европейские путешественники того времени.

О торговых связях руян свидетельствуют кабатажные  перевозки купцов Ральсвика и Волина.

О торговых связях руян свидетельствуют кабатажные перевозки купцов Ральсвика и Волина.

Подъем экономики продолжался до середины XI века, но одновременно учащались взаимные пиратские нападения. В 1042 г. славянское войско грабительским походом прошло по всей Дании до Рибе. На обратном пути под Хедебю оно было полностью уничтожено. Датско-фризский город Хедебю, представлявший собой главный складочно-перевалочный пункт товаров Восточной и Западной Европы, известный как «скандинавский Коринф», в 1050 году стал  жертвой нападения воинов Харальда Сурового. В 1066 году его разрушение довершили венедские пираты.  Датчане под водительством конунга Магнуса в 1043 г. напали на Волин. К середине XI в. «наступило крушение торговли».

Рюген — главная святыня славянства, средоточие всей древнерусской веры. Арконский храм являлся главным религиозным центром славянского Поморья. Их потомки и спустя тысячу лет обращались к силам, обитающим на священном острове. Постройка города храмов способствовала идеологическому сплочению прибалтийских славян и расцвету языческой культуры вендского этноса.

Возводя  себе убежище – «град» племя рассчитывало только на собственные силы и во время строительства и во время обороны, удачно используя выгодные особенности рельефа. Укрепления воздвигали на крутых, высоких холмах, на обрывистых мысах, при слиянии рек, на островах,  посреди топких болот. Делалась земляная насыпь – вал, а перед валом, там, откуда брали землю, получался  ров. Вал часто покрывали дёрном, чтобы не расползался. Иногда с той же целью вал покрывали глиной и обжигали, разводя костры. А в зимнюю пору его поливали водой.  Так же была выстроена Аркона – город-храм западных славян на острове Рюген. Расположение Арконы настолько гениально и невероятно, что позволяло этому маленькому княжеству сохранять свою независимость и религию, находясь в постоянном состоянии войны со  многими  превосходящими по численности и военной мощи соседями — католическим Польским государством, императорской Германией и датскими викингами.

Круча у Арконы имеет высоту в 70 м.

Круча у Арконы имеет высоту в 70 м.

krysha2

На высоком обрывистом берегу, возвышающемся над водами Балтики, защищённый с трех сторон морем, а с четвёртой — огромным крепостным валом, стоял, неприступный для неприятеля,  город-крепость Аркона или как теперь её называют немцы – Яромарсбург (Jaromarsburg), главный город руян. Крепость Аркона состояла из трех частей, разделенных двумя валами. Храм и конюшня располагались в мысовой части. В средней части жили монахи-охранники, а во внешней — простые горожане.

Мыс с отвесными меловыми утёсами ещё в древности получил название Аркона,  название древнеславянское, от слова «уркан», что означало «на конце». Русский индолог и культуролог Н.  Романова объясняет иначе:  «Аркона — от санскритского Arkati, что означает — “молиться”. В “Слове о полку Игореве” Ярославна плачет в Путивле на забрале, аркучи: “О Ветре, Ветрило! Чему, господине, насильно вееши?”. Таким образом, Аркона — это место арканий, древних обращений к Богам и силам природы.

Ко времени первых научных раскопок К. Шухардта, проведенных им в 1921 и 1930 годах, городище в значительной мере было разрушено морем, а к настоящему времени его мысовая часть уничтожена почти полностью. К. Шухардт заложил на городище несколько траншей, и в результате этих работ, по его мнению, в мысовой части городища были открыты фундаменты прямоугольного храма и яма, в которой стоял идол Свентовита, упоминавшийся Саксоном Грамматиком. В валу выявлено 3 строительных периода, обнаружены прослойки обожжённой глины, угля, камней. С внутренней стороны вала проходил плоский ров и с внешней стороны более глубокий ров также с плоским дном. Оконечность мыса отделена внутренним валом шириной 5-6 м и плоским рвом шириной 10 м, сооружёнными в IX веке.

valy

В начале 20-го века славянские валы выглядели так. Рядом вскрыта площадь нар. собраний. В западной части находились жилища, расположенные вдоль вала.

ostatii_valov

Остатки славянских валов высотой до 13 м, которые когда-то отделяли известный славянский храмовый город  от остальной части острова. Место нахождения городища частично «cъедено морем», но земляные валы сохранились.

При последующих раскопках, проведенных в 1969—1971 гг., было установлено, что языческий храм, вероятно, находился на участке, полностью уничтоженном морем. В эти годы через сохранившуюся часть городища было проложено несколько траншей шириной 1 м и выяснено, что на городище не было жилых сооружений на площадке между валами. В одной из траншей выявлена каменная кладка и под ней, в углублении, найдено 8 – 11 мужских черепов, частично повреждённых, кости животных, вещи, обломки посуды X – XII вв.

Городище было основано уже в IX в. и служило главным образом культовой крепостью, где постоянно проживали, возможно, одни лишь жрецы, поселение ремесленников и купцов непосредственно перед городищем Арконы до сих пор не обнаружено, княжеская  резиденция находилась где-то в другом месте. Уже с IX в. во время культового праздника урожая, на который собиралось „все население острова“, или, возможно, перед ним устраивался рынок сезонной торговли, связаный с культовым праздником в августе, и с сельдяным рынком в ноябре. Весы, гирьки и находки предметов торговли указывают на присутствие купцов. К важнейшим находкам относится содержимое купеческой поклажи, по каким-то причинам зарытой перед культовой крепостью между двумя валами городища.

naxodki

Находка свидетельствует, что торговля велась железными изделиями, в том числе рабочими топорами и ножами. Бронзовые, в частности золоченые, оковки указывают на североморскую торговлю, на связи с областями северо-западной Европы, где они изготовлены.

naxodki2

В Арконе находилось множество храмов различных славянских божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости. Среди многообразных божеств они признают  Святовита  Богом Богов, господствующим над другими. Бог войны и победы, вместе с тем он признавался и богом плодородия.

В крепости находилось святилище, где  стоял истукан Святовита – « огромное изваяние бога, превышающее рост человека, удивительно выделяющееся четырьмя головами и шеями. Четыре головы символизировали власть бога над четырьмя сторонами света  и четырьмя сезонами времени. На фигуре справа был рог из различных металлов, который священник ежегодно наполнял жидкостью, чтоб потом по её качествам предсказать будущий урожай. Левая рука опиралась на лук.  Рубаха была сделана до локтей; нижние части рук были сделаны из разных сортов дерева и так причудливо соединены с коленями, что при первом взгляде трудно было распознать место их соединения. Ноги покоились как бы на полу и уходили в землю».

Святовит

Святовит

Рядом висели уздечка, седло и другие  атрибуты божества; его завораживающую внешность усиливал меч чудовищной величины, лезвие и рукоять которого выделялись мастерской обработкой и серебрились. Божество предназначалось для праздничного служения...» — так описывает портрет бога Свантевита Саксо Грамматикус. Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых свещенное воинское знамя руян – Станица.  Эту станицу раны чтили как самого Святовита и, неся ее перед собой в походе или сражении, считали себя под покровом своего бога.  Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской. Четыре головы символизировали власть бога над четырьмя сторонами света  и четырьмя сезонами времени.

Главным символом-оракулом Арконского культа являлся боевой богатырский конь Святовита белой масти — «ярконь», ярый — огненный белый конь — символ благодати Бога света. От коня этого предсказания принимались. Лошадь Святовита , с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом, ведомая священником,  должна была перейти три воткнутых в землю и связанных воедино копья. Если она переходила это препятствие, ступая вперёд левой ногой, сделка считалась заранее неудачной. Отсюда идет поговорка: «встал с левой ноги».

loshod

В храм дозволено было вступать одному лишь жрецу, тщательно очищающему храм метлою; при этом он остерегался, чтобы дыхание его не проникло внутрь храма; каждый раз, когда ему нужно вдохнуть и выдохнуть, выбегал  он наружу, дабы божество не было осквернено дыханием смертного.

Вели к храму  две дороги, на которых  стояли славянские воины — «белая дружина»,  триста отборных всадников на белых конях, юношей знатных славянских родов, владеющими боевыми искусствами. Воины Руяна воспитывались с детства при храмах. Дружина участвовала в походах, изымая в пользу храма треть добычи: с коих брали дань миром, а с иных мечом собирали. У храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдь у острова Руян. В храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями. Жрецы с дарами божеству шли  со всего балтийского побережья.  Жертвовал добычу в храм Арконы  и король датский Свен Отто, подарив золотую чашу высокой работы.

Почтение, которое питали племена балтийских славян к арконской святыне, невольно переносилось и на ранов, которые так близко стояли к этой святыне. Имея знаменитое святилище, руяне  пользовались наибольшим уважением благодаря особому почитанию этого храма и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывали, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.

В честь Святовита главное  торжество происходило ежегодно после жатвы, в Аркону стекалось множество народа и привозилось много вина для жертв и пира. Среди множества славянских божеств, главным является Свентовит, поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека — христианина, какого укажет жребий.   Во время праздника священник предсказывал результаты будущего урожая, осматривая рог, бывший в руке Святовита.  Если он был наполнен вином, (вино — символ дождя),  то предсказывал благословенную жатву на будущий год, а если  понизился уровень налитой жидкости,  тогда ожидал в будущем году неурожая. Вылив старое вино к ногам идола,  пустой сосуд снова наливал: как бы выпивая за здоровье, почитал статую, торжественными словами просил как себе, так и отечеству благ, горожанам удачи в умножении побед. Мольбой о возрастании будущего урожая и об изобилии плодов земных служил жертвенный пирог.  Изготовив пирог с медовым вином круглой формы, величины же такой, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. На этом пиру попирать умеренность считалось благочестием, воздерживаться же – нечестием».

orelПо предположению исследователей, эта голова сокола могла быть нижней частью питьевого рога. Изображение орла было одним из основных символов руян, оно находились как в храме, так и на стягах, щитах, ладьях и многом другом.

У балтийских славян было множество храмов и богов, равное числу их волостей. Храмы языческих богов, помимо Арконы имелись в Радигоще, Ретре, Корбеле, в Щецине, Волине, Браниборе, в Волегоще и других местах. Основой религии полабских славян была вера в главного небесного бога — Владыку Мира, а также других богов, которые от крови его происходят — его детей и внуков. Рядом  с ним  всех остальных  они полубогами почитают, и чем ближе  он стоит к этому богу богов, тем важнее. Их огромные, вырезанные из дерева истуканы были многоголовыми: Святовит имел 4 головы,  Перевит – 5, Коревит – 5 лиц: четыре – под одним черепом, пятое – на груди,  Ругевит или Яровит – 7, важнейшим в Поморянии был Триглав.  Жрецы утверждали, что три главы — символ власти бога над тремя царствами — небом, землею и пеклом.  Многоликость обозначала силу и непобедимость.

Боги назывались именами с окончанием «вит», («вити» санскр. – свет, весь обитаемый мир).  От полабских богов — «витов» произошло слово «витязь». Слово «витязь» состоит из корня «вит», то есть свет, местоимения «аз,яз» и окончания «ь» (еръ), которое могло оглашаться звуком «е» (еси). Слово в целом расшифровывается «вит я еси» или свет я есть. При храмах существовал особый вид воинского служения, эти храмовые воины и назывались изначально витязями.

В Коренице в одном из храмов стоял громадных размеров истукан бога Ругевита.   Значение этого бога  определяется словами, которые по рассказу жития святого Отгона Бамбергского произносил от имени бога его жрец: «Я бог твой, я тот, который одевает поля хлебами и леса листьями, плодами нивы и сады. Плоды  живущих, и все, что служит к пользе человека, — в моей власти».

 Ругевит

Ругевит

Руевит — суровый семиликий хранитель мира,  владыка неотвратимой победы. Его храм представлял собой огромную походную палатку пурпурного цвета, входить куда имел право только волхв. В руке Ругевит держал меч, да ещё семь запасных мечей было у него за поясом.  Существовало поверье: если найдется такой силач, который вырвет у Руевита его меч, то руянам придет конец. Такой силач не нашелся. Германские рыцари поступили иначе: они отрубили руку, державшую меч, а затем утопили обезоруженного бога в море.

Ругевита был богом отсчета биоритмов жизненной силы, как днями недели, так и семидневными отрезками, начиная со дня осеннего равноденствия (Рюен). Каждый день недели по представлениям древних имеет свою эмоциональную и физиологическую окраску и характеристику. Отсчет биоритмов жизненной силы начинается с момента рождения человека, по женскому счету слева направо семидневными неделями и кончается смертью. Руевит считался помощником бога подземного мира Пекленца, был судьею душ на том свете, назначал срок наказания и исправления грешникам и выбирал между своими помощниками исполнителя приговора. Руевита молили об уменьшении срока кары. Западные славяне верили, что человек живет столь долго, сколько позволяет ему нить жизни, спряденная небесными девами-пряхами.  Руевит,  удрученный чьей-то  грешной жизнью,  мог приказать  богине  Судице  преждевременно  перерезать  нить  жизни  грешника  и бросить  ее  в огонь.

Идол Поренута стоял на острове Рюгене в городе Коренице и входил в число трёх главных богов, почитавшихся в Коренице, наряду с Руевитом и Поревитом. У идола Поренута было четыре лица на голове и пятое на груди, левой рукой он касался лба, а правой — бороды..."

Поренут

Поренут

Поревит изображался без оружия и был вторым в числе трёх богов, почитавшихся в Коренице, наряду с Руевитом и Поренутом.

Проевит

Проевит

У славян имеется много разных видов идолопоклонства,  не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев; божества населяют леса и рощи, как Прове, бог альденбургской земли, а  в морских глубинах  господствует владычица Рана.

Рана

Рана

Руяне  верили, что Рана забирает к себе всех утонувших моряков, а Аркона, после разграбления ушла именно в царство Раны.

Аркона была последним вольным славянским городом, чтящим праотеческих Богов. И оставалась таковой, до своего уничтожения в 1168 году.

 24 мая датско-германское войско численностью в пять тысяч воинов под предводительством короля Дании Вальдемара I-го Великого и епископа Абсалона переправилось с материка на южную оконечность Руяна. Вместе с ними высадились войска саксонского герцога Генриха Льва, которыми руководили княжичи Казимир и Богуслав, ободритский князь Прибыслав и Берно — епископ Мекленбургский. Даны  продвинулись вглубь острова, окружая Кореницу. Пока даны грабили и жгли Храм Ругевита, другая часть войска, что стояла в Хедебю, отплыла от берегов Ютландии и направилась к Руяну, чтобы высадиться на севере острова, зажав таким образом руян в кольцо.

Битва за Аркону

Битва за Аркону

Почти полтора месяца была война во владениях ругов на берегу балтийского моря и только потом когда остатки войск отошли к острову — датский король с немецкими отрядами начали штурм города Аркона. Всего, к моменту штурма насчитывалось до 20 000 вражеских воинов. Основное войско Арконы, около 2500 человек, погибло в первый же день, отражая высадку. Потом целую неделю датчане и немцы штурмовали городские стены, где стояли простые люди. Они героически сражались, враги же, когда не смогли взять город штурмом — подожгли его сразу со всех сторон. Люди кидались в огонь и предпочитали смерть плену и крещению.

Даже тогда, когда датчане осадили Аркону, захватили и разрушили ее, торговцы искали убежища в этой крепости. Именно их победители заставили стащить с городища идол Свантевита.

Епископ Абсалон уничтожает идол бога Святовита в Арконе в 1169 году.

Епископ Абсалон уничтожает идол бога Святовита в Арконе в 1169 году.

Причины падения Арконы заключались в непомерном желании славян обогатиться  во время войн за престол в Дании. При нападении на земли датчан часть датских владений, а именно Лаланд, они даже обложили данью. Богатства Арконы и острова в целом постоянно привлекали жадные взгляды соседних правителей. Датский король Вальдемар I  Великий,  внук и правнук Великих Киевских князей Мстислава Владимировича и Владимира Мономаха, был вынужден пойти войной на руян. Соседние славянские государства поддержки им практически не оказали, вековая раздробленность славян, раскол славянского единства привели к завооеваию  Арконы датчанами, принесшими на Рюген христианство. Вскоре после падения Арконы вся Полабия, раздираемая братоубийственными войнами, после двухсот лет кровавой борьбы была аннексирована Германией. У племён отсутствовали сформировавшиеся государства, и не было долгосрочной стратегии. Поэтому, получив передышку от немцев, вместо укрепления своей государственности, экономики, они начинали воевать между собой.

Как свидетельствуют датские летописи, король Руяна — Яромир стал вассалом датского короля, а остров — частью епископства Роскилле.  Князь Теслав, брат Яромара, признал вассальную зависимость Ругии от правителей Дании, и Ругия стала называться княжеством Рюген. В 1180 году князь перенес столицу княжества из Хареца в Ругард, ныне Берген-на-Рюгене.

В 1282 г. князь Вислав II заключил с королем Германии Рудольфом I соглашение, получил Рюген в пожизненное владение вместе с титулом имперского егермейстера. В 1234 г. руяне освободились от датского владычества и предприняли экспансию на побережье современной немецкой земли Мекленбург — Передняя Померания, основав город, известный ныне как Штральзунд, на берегу пролива Штрелазунд, получивший название «ворот острова Рюген».

lodka3

Переправа из Штральзунда на Рюген. Первые сведения о пароме в этих местах относятся к 1240 году.

pereprava

В настоящее время Штральзунд соединён с Рюгеном при помощи  моста  длиной 4104 метра.

В 1308 году на Балтике произошло землетрясение, после которого большая часть острова в районе Штральзунда и добрая половина Арконы ушли на морское дно.

В 1325 году вследствие династического брака остров перешёл в состав княжества Померания-Вольгаст, в 1478 году был присоединен к Померании. По условиям Вестфальского мира Померания вместе с Рюгеном отошла к Швеции. Затем в результате усиления Бранденбурга-Пруссии остров был захвачен бранденбуржцами. ибо не было более искусных мореплавателей и беспощадных воинов, чем руяне.Самыми известными мореходами и пиратами среди славян долгое время были руяне

В 1807 году Рюген был завоеван Наполеоном и до 1813 г. находился под контролем французов. По Кильскому мирному договору 1814 г. остров вошёл в состав Дании, но уже в 1815 году перешёл к Пруссии как часть Новой Передней Померании.

В 1815 шведы передали остров Пруссии. По инициативе нового правительства к западу от бывшего городища в 1826—1827 годах по проекту Карла Фридриха Шинкеля построен маяк, самый старый на балтийском побережье Германии. А в 1902 году рядом был сооружён более современный и поныне действующий маяк высотой 36 м

Всё - таки Святовит — Бог Света!

Всё — таки Святовит — Бог Света!

В заключительной фазе Великой Отечественной войны, 4 мая 1945 года немецкий гарнизон острова без боя сдался советским войскам. В послевоенное время остров принадлежал ГДР, и воинские части Группы Советских Войск в Германии и ДКБФ находились на Рюгене вплоть до лета 1992 года.

Идол Святовита, установленный в Арконе польскими язычниками в 90-е годы.

Идол Святовита, установленный в Арконе польскими язычниками в 90-е годы.

Погребальные памятники у балтийских славян практически неизвестны. Исследователи полагают, что здесь бытовала какая-то обрядность, трудно фиксируемая археологией. По всей вероятности, это был ритуал кремации умерших с последующим разбрасыванием остатков трупосожжения, собранных с погребального костра, в определенных местах прямо на поверхности. Такой могильник с поверхностным слоем, состоящим из остатков трупосожжений, был открыт в Ябеле в округе Нейбранденбург — это на территории лютичей.

По воле короля Вальдемара на месте храма Святовита воздвигнули  церковь в Альтенкирхен. Старейшая церковь Рюгена, построена около1200 года.

                                        Старейшая церковь Рюгена, построена около1200 года.

Старейшая церковь Рюгена, построена около1200 года.

В 1185 г., при возведении церкви в Альтенкирхене, на полуострове Виттов, использовались камни из Яромарсбурга.

kamen

Культовый славянский « камень Свантевита», вмонтированный горизонтально  в стену внутри церкви «Альтенкирхен».

cerkov

Хронист Давид Хитреус в «Саксонской хронике» XVI века пишет: «Изображение идола руянов, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма. Более похожего на чудовищного злого демона, чем на какого либо бога; прежние жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом».

В  убранстве храма использованы отдельные элементы разрушенных крестителями славянских языческих храмов.

shasha

Крестильная чаша из Храма Световита, теперь в «Альтенкирхен»

Славянская ритуальная чаша с Коловратом, найденная в Арконе.

Славянская ритуальная чаша с Коловратом, найденная в Арконе.

Память об острове Руян приобрела сказочный ореол и сохранилась в древнерусских сказаниях — это остров Буян в море-окияне, там, где Камень-Алатырь бел-горюч лежит, Прадуб древний неохватен и могуч стоит, семь небес пронзает. Аркона — Ярконь — ярый — огненный белый конь — символ благодати Бога света. Няня Пушкина Арина Родионовна была родом с русского Севера, где сохранились архаичные предания, пришедшие из глубокой древности. С ее слов сказочные сюжеты  поэт переложил на стихи:

« Остров на море лежит,

Град на острове стоит…...»

ryian

С этим сказочным местом отождествляется часто остров Буян.  В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, а также отвесные скалы, возвышавшиеся из морских волн.

sea

«Мимо острова Буяна в царство славного Салтана», на восток плывут сказочные купцы — это описание  известного торгового пути «из Варяг в Греки», который начинался на юге Балтики и вел до Константинополя.

Сюжет о тридцати чудесных богатырях, выходящих из моря, чтобы оберегать покой города и его жителей – и есть древнее предание, повествовавшее об островном государстве и его столице, которая охранялась береговой стражей, состоявшей из 300 воинов, на плечах которых лежала обязанность охранять остров Руян и его столицу Аркону.

Имя Гвидон Пушкин заимствовал из древнего сказания о Бове-королевиче, который был сыном русской королевы и правил на Балтике. Бова мстит убийце своего отца Додону и возвращает себе королевский престол. К печальному образу Додона Пушкин позже обратился в «Сказке о Золотом Петушке».  Поэт представил целый эпический цикл, в котором последовательно действуют и Гвидон, и Бова, и Додон – древние короли, правившие на южно-балтийском побережье.

С Балтийским побережьем Северной Германии связано наибольшее количество сказаний о затонувших городах. Это объясняется, с одной стороны, геологическими особенностями песчаных почв побережья, подверженных размывам и разрушениям, и постепенным наступлением моря на сушу.

Руген является лишь обломком утонувшей земли.

Руген является лишь обломком утонувшей земли.

Этот процесс продолжается, что особенно заметно на северной оконечности о. Рюген: скорость разрушения составляет примерно 1—2 м ежегодно. В марте 1999 г. его площадь сократилась на несколько квадратных метров после того, как часть подмытого волнами обрывистого песчаного берега рухнула в море.

В настоящее время остров Рюген является жемчужиной архипелага островов Балтийского моря, принадлежащих Германии и являющийся одним из самых востребованных туров.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *